Анастасия Говсец
Влияние средств массовой информации на детскую психику
▼ Скачать + Заказать документы
Детский возраст является одним из наиболее сложных периодов в жизни человека. Дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, поэтому они подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ.
Информационный бум охватил все слои общества, включая детей дошкольного и школьного возраста. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет стало невозможным. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребёнок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каким киногероям подражает. Детское самосознание не сформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ.
Публикация «Влияние средств массовой информации на детскую психику» размещена в разделах
Следует понимать, что воздействие на массовое сознание детей происходит, главным образом, посредством средств массовой коммуникации. При этом если рассматривать психику подрастающего поколения, то в данном случае следует обратить внимание, что чуть ли не вообще любое воздействие на психику несовершеннолетнего (будь-то ребёнок или подросток, в т. ч. и воздействие со стороны СМК и СМИ – является результативным, потому что в детской психике ещё не успели сформироваться механизмы противостояния какой-либо информации.
Детский возраст, как известно, является одним из наиболее сложных периодов. Меняются мировоззрения, интересы, взгляды на окружающий личности мир и на себя. Дети наиболее восприимчивы и чувствительны ко всему, что их окружает.
Необходимо отметить, что средства массовой информации стали существенным фактором воспитания – дети стараются подражать распространяемым образцам. В этой связи следует поддержать правомерность современных исследователей о том, что они, как получатели информации, поддаются давлению и могут легко стать жертвой мошенников.
Согласно закону РФ от 27.12.1991 N°2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации», СМИ – это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Средства массовой информации подразделяют на следующие виды: электронные, печатные, интернет-СМИ (электронные газеты, журналы, сайты).
Рассмотрим влияние каждого вида СМИ на личность подростка.
1. Телевидение
Двадцатое столетие считают веком телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с ростом его влияния на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Согласно социологической теории, СМИ, и прежде всего телевидение, выполняют четыре основные функции:
оперативное информирование об окружающей среде, мире;
социализация, воспитание;
развлечение, занимательный досуг;
сплочение, интеграция аудитории, социума, общества.
Можно отметить, что содержание современных российских СМИ, и, в первую очередь, телевидения, показывает, что за редким исключением все эти функции выполняются неадекватно, плохо и зачастую превращаются в дисфункциональную деятельность по отношению к аудитории, особенно к детям и подросткам, которые относятся к самой внушаемой её группе. Так, реальные события и факты на ТВ нередко тенденциозно отбираются, субъективно искажаются, предвзято интерпретируются, обслуживая те или иные финансово-политические кланы.
В современной действительности особую остроту приобрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущерба персонажам телевизионных программ или фильмов. Так, в ряде стран Европы и США были зафиксированы случаи, когда дети после просмотра сериалов различного рода терминаторах и супергероях пытались, выйдя на шоссе, рукой остановить мчащийся грузовик. Также известны случаи, когда дети выходили на дорогу или выпрыгивали из окон, чтобы полетать, после того как просмотрели определённые телепередачи, фильмы и т. п.
2. Печатные СМИ
Следующий вид средств массовой информации – печатный. Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. Важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию, – очень длительный и трудоёмкий процесс.
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует значительное количество молодёжных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодёжных журналов и издательств, печатающие их. Тематика подобных журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием. Их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. Новая информация активно поглощается ребёнком, который стремится всё узнать. Подростку, ещё не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, необходимо умело её предоставить, причём «небольшими дозами», поскольку психика ребёнка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодёжные издания не учитывают этот фактор.
3. Интернет
Наиболее актуальным видом СМИ в наше время является Интернет. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. По статистическим данным, 9 из 10-ти детей сталкивались с порнографией в Сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь.
Существуют сайты, посвящённые порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Подобным образом может последовать увлечение угрожающими их здоровью девиациями. По статистике, самым большим риском знакомства с деструктивными личностями и сообществами является общение в чатах или социальных сетях. Подростки могут быть вовлечены в радикальные политические группы, сатанинские культы, которые существуют в реальном мире, но принимать участие в них подростку легче, сидя за компьютером у себя дома.
Онлайн-игры наносят непоправимый вред, занимая у ребёнка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и просоциального отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Как избежать отрицательного воздействия СМИ на психику ребёнка?
Существует несколько советов, способствующих уменьшению отрицательного влияния СМИ на психику ребёнка :
Время просмотра телевизора для детей должно быть ограничено, а детям до 2-х лет вообще телевизор противопоказан! В исключительных случаях (при наличии у ребёнка перинатальной энцефалопатии, судорог при повышенной температуре, черепно-мозговой травмы, менингита, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания, тиков) запрет на просмотр телевизора может быть наложен и до 5-6 лет.
Дети до 3-х лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых не более 15-ти минут в день. В 4-6 лет можно давать ребёнку смотреть телепередачи до получаса в день. А после 6-ти лет – по часу-полтора в день.
Начиная с 4-х лет, ребёнку можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного. С 7-ми лет малыш может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но, перед этим будет нелишним поставить замок для ребёнка на те каналы, которые, по Вашему мнению, не предназначены для его возраста.
Перед тем, как показывать мультфильмы детям, посмотрите их сами и проанализируйте их воздействие на Вашу нервную систему. Если там очень много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа таких мультфильмов Вашим детям.
Лучше показывайте детям отечественные мультфильмы – в них меньше мелькания, агрессии и отрицательного воздействия на психику ребёнка.
Не покупайте ребёнку комиксы с агрессивным содержанием и ограничивайте время компьютерных игр.
Если ребёнок обладает повышенной возбудимостью – замените просмотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Да и вообще, телевизору в детской не место – место, где ребёнок спит, не должно ассоциироваться у него с просмотром передач.
Приучите ребёнка критично относиться к телевизионной рекламе. Да и вообще, лучше отключать звук телевизора во время показа рекламы.
При определении времени и возможности просмотра телевизора или игр в компьютерные игры, учитывайте отрицательное воздействие СМИ на психику ребёнка, факторы электромагнитного излучения, возбуждающее действие этих игр или передач на ребёнка и вредное воздействие включённого монитора на зрение. И только после этого решайте вопрос о том, нужно ли отвести именно сейчас и именно такое количество времени на СМИ.
Насколько бы Ваш ребёнок не был привязан к телевизору или компьютеру, помните, что эти СМИ отбирают время, здоровье и силы у ребёнка. А в конечном итоге, отбирают у него и детство. Ведь вместо реальной жизни он живёт искусственными эмоциями и лишает себя возможности естественно развиваться!