Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста

Кузнецова Светлана
Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста

Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста.

Кузнецова Светлана Викторовна

Воспитатель

МКДОУ д/с№171 «Черничка»

г. Новосибирск

Аннотация: В данной статье раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе.

Важнейшей задачей экологического образования является воспитание экологически культурной личности, осознающей последствия своих действий и наделенной чувством ответственности за свое поведение перед природой, современниками и потомками. Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете. Разрешение современных экологических проблем требует воспитания нового типа мышления в рамках общей экологической культуры.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальноезначение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщего экологического сознания и мышления.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Ознакомление дошкольников с природой происходит в учебной и повседневной деятельности. Учебная деятельность организуется в форме прогулок, занятий и экскурсий.

. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).Применение иллюстративно-наглядного материала способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.

Уголок живой природы в детском саду одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. В уголке природы помещаются растения и животные, требующие трудоемких приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).

Экскурсии в природу – это способ накопления, конкретизации, обобщения и систематизации представлений детей об окружающем мире природы, который соответствует познавательным возможностям дошкольников, одна из показательных форм диагностики уровня экологической воспитанности детей.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной обстановке знакомятся с объектами и явлениями природы, животными и условиями их обитания.

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Поскольку праздники и развлечения – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детейсамые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.

Самой распространенной и применяемой во всех группах является беседа, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры.

Наиболее трудными считаются беседы итоговые. Беседы строятся на знакомом детям материале и имеют цель уточнить и обобщить их знания, полученные в процессе наблюдений и труда.

Творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа, которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы

Список литературы

1. Баранникова Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки в системе воспитания основ экологической культуры / Э. Э. Баранникова. – Ульяновск, 2005.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию.

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения. С.

Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической.

Консультация для родителей  «Влияние гаджетов на социализацию детей» Консультация для родителей «Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста» «О’кей, Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста Система экологического воспитания детей дошкольного возраста “Любить природу – значит любить Родину” М. Пришвин Федеральный государственный.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста “Любить природу – значит любить Родину” М. Пришвин Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает.

Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста в городе Анапе «В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Влияние мелкой моторики на социализацию ребенка дошкольного возраста «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех.

Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 05:57
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Фотоотчёт о выставке поделок «Путешествие в Новый год»
Вот и наступила долгожданная волшебница зима. Принесла с собой морозы, вьюги и метели. А еще самый удивительный, волшебный и сказочный праздник Новый...
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы. Вед: Нам праздник чудесный зима принесла, Зелёная ёлка к ребятам...
Реализация проекта «Арктика и Антарктида»
Социально-коммуникативное развитие ОБЖ Беседы на тему: «Правила поведения на морозе», «Лед – это опасно» Сюжетно-ролевая игра «Исследовательская...