Елена Евгеньевна Лазарева
Военно-спортивная игра «Зарница»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цель:
• Воспитывать у дошкольников дух готовности защищать Родину.
• Прививать детям потребность в физической культуре и спорту, способствовать закреплению полученных на занятиях навыков и умений.
• Воспитывать чувство уважения к Российской армии, любви к Родине.
• Формировать волевые качества, военно - патриотическое воспитание, целеустремленность, выдержку, поддерживать желание и умение преодолевать препятствия.
• Знакомить с военной техникой, родами войск.
Задачи:
Публикация «Военно-спортивная игра „Зарница“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Зарница. Военно-спортивная игра
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
•Закреплять умение преодолевать полосу препятствий (бег змейкой, пролезание в тоннели, перепрыгивание, упражнять в метании в вертикальную цель, удаленную на расстояние до 3 метров.
•Развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость.
•Воспитывать у детей качества необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
•Оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий на свежем воздухе.
Участники: дети старших и подготовительных групп.
Атрибуты и оборудование: 2 щита деревянных, мешки с песком; папка с донесением; тоннель - 2шт, ватно- марлевые повязки на каждого ребенка; овощи, фрукты, кастрюли; флаг России; Знамя; почтовый пакет с донесением; шифровка – ПОБЕДА (буквы); ОРДЕН; музыка; вымпелы; сок 0,2; погоны; эмблемы; девиз; название команды; ориентиры на этапах; карты маршрута; карты с заданием.
Ожидаемый результат.
Расширить представления дошкольников о воинских специальностях, родах войск, о Российской армии. Дети научатся работать с маршрутными картами на местности. Будут созданы условия для проявления детьми самостоятельности, взаимопомощи, дружбы, осознанной дисциплины. Дети смогут проявить такие психофизические качества как выносливость, скорость, сила, сноровка, быстрота, координация движений.
Актуальность:
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Мы, должны помнить, что пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.
Формирование у подрастающего поколения личности гражданина, патриота, ответственного за судьбу своего Отечества являются ключевыми требованиями Государственной программы «Патриотического воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2021 годы», а также «Стратегии развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
В этом контексте проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Учитывая, что игра является ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте, и она способна решать многие воспитательные задачи, я обратилась к своему детству, к знаменитой военно – спортивной игре советских пионеров «Зарница», которая не оставляла равнодушными ни детей, ни взрослых. Основной чертой адаптированной для детей дошкольного возраста игры «Зарница» является познавательный характер и
разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая
эмоциональность и жизнерадостность. Военно-спортивная игра «Зарница» имеет свои характерные признаки и особенности: наличие элементов героики, решение нестандартных задач, использование специальных двигательных навыков (метание, переползание) преодоление препятствий, умение выполнять приказам командира и контролировать свои действия.
Система работы направлена на достижение основной цели развитие основ патриотических чувств, формирование у дошкольника устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, расширение представлений о традициях, истории нашей Родины.
Военно – спортивная игра «Зарница» оправдала наши ожидания и планируемые результаты. У воспитанников повысился познавательный
интерес к истории нашего города, области, страны, появилось чувство взаимовыручки, товарищеской поддержки, желание быть сильными
здоровыми и крепкими защитниками нашей Родины.
Неотъемлемой частью работы воспитателя является работа с родителями (законными представителями) ребенка. Включенность родителей в образовательную деятельность позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Идея проведения «Зарницы» была встречена родителями воспитанников с энтузиазмом и нотками ностальгии. Дома делились с детьми воспоминаниями как играли в детстве, у некоторых сохранились фотографии, которые позже мы рассматривали в детском саду. Я получила огромную поддержку в период подготовки и проведения игры: родителями были изготовлены и сшиты атрибуты к игре, изготовлены тематические фотоальбомы и т. д.
Результатом работы в данном направлении стала популяризация военно – спортивной игры среди семей воспитанников как наиболее актуальной и полезной формы совместного досуга, укрепление взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями.
Практическая значимость опыта работы использования военно- спортивной игры «Зарница» с воспитанниками старшего дошкольного возраста заключается в том, что он применим в повседневной практике любого дошкольного учреждения, и является средством повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Ход игры: Звучит маршевая музыка. Дети старших, подготовительных групп под руководством командиров отряда собираются на площадке, выстраиваются по периметру. Затем выходит Генерал.
Генерал: Здравия желаю, товарищи, бойцы!
Дети: Здравия желаем, товарищ генерал!
Генерал: Товарищи, сегодня в детском саду произошло чрезвычайное происшествие: были похищены флаг, знамя, документы, шифровка (ПОБЕДА, ОРДЕН. Задача каждой команды, пройти по этапам и найти, доставить в штаб флаг, знамя, документы, слово ПОБЕДА, ОРДЕН. Задание очень сложное, вам необходимо будет преодолеть много препятствий.
Генерал: Готовы?
Дети: Готовы!
Генерал: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов и получению пакета с боевым заданием.
Командиры по очереди маршевым шагом подходят к главнокомандующему и докладывают:
Командир: Отряд! «Танкисты». Наш девиз. (ДЕВИЗ) Товарищ генерал! Отряд “Танкисты” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда (называет имя). Рапорт сдан! (Командир берет маршрутные листы.)
Генерал: Рапорт принят!
Командир отряда “Танкисты” становится в строй.
Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться маршрутным листом, на которых указаны пункты, где вы встретите постовых с заданиями.
После того как вы выполните все пять заданий, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания.
-Задание понятно?
Командиры, дети: «ПОНЯТНО!»
Отряды группируются, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим
1 этап «Попади в цель» (сбей вражеский танк)
Участники по очереди метают «гранату» (мешки с песком). С расстояния 3 метров стараются попасть в вертикальную мишень - макет танка (щит-2шт. для метания навесной на спортивном комплексе силуэтом танка).
2 этап «Передай срочное донесение»
С почтовым пакетом пробежать змейкой по нашему лабиринту друг за другом всем отрядом.
3 этап «Разведка» (Брусья)
Скрытное перемещение по пересеченной местности.
Отряд во главе с разведчиками проходят полосу препятствий (ходьба по бревнам нашим)
Привал.
4этап «Проползти в тоннеле»
По команде «Газы» проползти в тоннеле, в ватно-марлевых повязках.
5 этап «Полевая кухня»
В каждой команде выбирается «кок», который встает последним в колонне. Каждый участник команды по очереди подбегает к столу, берет лежащие на подносе предложенные продукты (это пластмассовые овощи и фрукты, задание - выбрать овощи для борща и по одному перекладывать в кастрюлю. Последний игрок – «кок» бежит последним, берет кастрюлю в руки, проверяет ингредиенты для борща и кричит «обед». Выигрывает команда, которая верно выберет продукты и быстро закончит эстафету.
Генерал: а сейчас я хочу выразить вам свою благодарность за участие в сегодняшней игре и наградить вас «вымпелами» за мужество, отвагу, смелость и решительность, проявленные на этой игре. Командирам отрядов получить «вымпелы» для своего отряда.
Спасибо большое ребята!
Командиры подходят к генералу и берут награды.
(Музыкальные номера).
Список рекомендуемой литературы:
1. Физическое воспитание в детском саду / Э. Я. Степаненкова. – М. : Мозаика-синтез, 2004.
2. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. – М. : Мозаика-синтез, 2000.
3. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова. – М. : Мозаика-синтез, 1999.
4. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Галицына. – М. : Скрепторий, 2004.
5. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошк. учреждении / А. П. Щербак. – М. : Владос, 1999.
6. Физкультурные праздники в детском саду / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. – М. : Просвещение, 2003.
7. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л. И. Пензулаева. – М. : Владос, 2002.
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.