Папки-передвижки

Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции и формирования нравственных чувств дошкольников

Татьяна Соснина
Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции и формирования нравственных чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции

и формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста

В современное время весь мир переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей зачастую искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20-30 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, все это негативно отражается на социализации современных детей.

Публикация «Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции и формирования нравственных чувств дошкольников» размещена в разделах

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;

- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Меня, как педагога, заинтересовало волонтерское движение как одна из активных форм общения среди детей. Среди взрослых и подростков движение широко распространено, а в дошкольном возрасте начинает зарождаться.

В своей старшей группе я организовала волонтёрское движение. Волонтёрство, как технология эффективной социализации, направлено на развитие гражданской позиции, формирование нравственных качеств дошкольников, поддерживает самостоятельность и инициативу детей.

Как технология эффективной социализации, волонтёрское движение направлено на создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей, - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Цель моей работы: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.

Задачи:

- формировать представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста;

- формировать активную гражданскую позицию детей через участие в волонтерском движении;

- развивать духовно-нравственные качества детей - умение оказывать помощь тем, кто нуждается;

- развивать навыки общения детей;

- воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.

Свою работу по организации волонтерского движения в детском саду я условно разделила на 4 этапа:

1 этап - «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, познавательных презенатций о волонтреском движении и др.).

2 этап – «Формирование волонтёрского движения» (разработка эмблемы, вовлечение детей в волонтерскую деятельность).

3 этап - «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (помощь малышам - совместная игровая деятельность, показ настольного театра, помощь в режимных моментах и др.).

4 этап - «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».

Работа на 1 этапе (организационный) предполагала знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение». Задачей первого этапа являлось мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение : «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Где живёт доброта?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Мы – помощники малышей» и др.

В беседе «Мы – помощники малышей» я предлагала детям ответить на вопросы: «В какой помощи могут нуждаться маленькие дети?», «Чему старшие дети могут научить малышей?», «В какие игры можно поиграть с малышами?».

Были просмотрены мультипликационные фильмы по знакомым произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка»; В. Сутеев «Под грибом» и др.

Дети познакомились с художественными произведениями русской и зарубежной классики: В. Осеева: «Просто старушка», «Сыновья», «Волшебное слово»; Э. Успенский: «Крокодил Гена и его друзья»; сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»; С. Маршак – «Ежели вы вежливы»; - Х. К. Андерсен «Девочка со спичками», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и др.

Из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась команда.

На втором этапе - детям вместе с родителями (законными представителями) я предложила разработать эмблему, девиз.

В рамках волонтерского движения дети старшего дошкольного возраста приходили к малышам, чтобы сделать доброе дело ( играли в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участвовали в праздниках и развлечениях, помогали собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться и т. д.).

После посещения младших групп, дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

По итогам волонтерского движения в конце каждого дня подводятся итоги в «Календаре добрых дел» - информационном стенде, в котором фиксируются и прослеживаются «добрые дела» воспитанников.

4 этап – проведение акций и мероприятий. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями) участвовали в различных акциях:

- «Кормушка для пичужки» - экологическая акция проводилась с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями, изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники подготовительной группы следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.

- «Поможем братьям нашим меньшим» - дети-волонтеры вместе с родителями (законными представителями) приносили корм для животных приюта.

- «Сказка для малышей» - дети-волонтеры подготовили для малышей театральную постановку сказки «Три медведя». С каким интересом смотрели сказку малыши! А старшим ребятам очень понравилось быть в роли артистов, и показ кукольных спектаклей для малышей стал нашей традицией.

- «Час веселых игр» - дети-волонтеры играют с малышами в подвижные игры («У медведя во бору», «Паровозик», «Пузырь», «Зайка беленький сидит» и др.). Совместные игры очень сближают малышей и ребят постарше, при этом у детей-волонтеров развиваются организаторские способности; они самостоятельно предлагают новые игры, даже подбирают атрибуты для игр.

- «Помощники для малышей» - дети-волонтеры помогают малышам одеваться на прогулку. При этом у старших детей развивается чувство ответственности, самостоятельности, развиваются собственные навыки самообслуживания.

- «Засветись! Стань заметнее на дороге» - дети-волонтеры провели акцию в поддержу светоотражающих элементов на одежде с целью предупреждения дорожно-транспонртного травматизма.

- «Новогоднее поздравление» - дети – волонтёры изготавливали открытки с новогодними пожеланиями для людей разных профессий (почтальон, продавец, дворник, аптекарь и т. д.) и дарили их: почтальону – на почте, продавцу – в магазине, дворнику – около дома… Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как доброжелательность, внимание к окружающим.

- «Овощи и фрукты – полезные продукты» - развлечение для малышей о пользе фруктов и овощей, которое закончилось посадкой лука для огорода на окне.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности - забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) - ответственность за результаты воспитания своих детей.

«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь» Конфуций.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

«Волонтерское движение». Проект для детей подготовительной к школе группы Вид проекта: Социально - значимый Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019 года Участники проекта: дети подготовительной к школе.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Движение как средство развития всех систем человеческого организма «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» Уважаемые коллеги! Приветствую вас в стенах нашей Педагогической академии.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ»Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ» 2018 год в Российской Федерации объявлен Годом добровольца (волонтера). Первоочередные задачи Года добровольца (волонтера):.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции и формирования нравственных чувств дошкольников
Опубликовано: 22 января 2023 в 11:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции и формирования нравственных чувств дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Соснина (УИ 271405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД