Папки-передвижки

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников (23 фото)

Меньшикова Людмила Викторовна
Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Публикация «Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

«Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р. М. Чумичева).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкально-художественной деятельности содержания программы в соответствии со Стандартом.

Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС входит в образовательную область «Художественно - эстетическое развития», раздел музыкальная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л. М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения.

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н. Б. Берхина, О. П. Радыновой, А. Н. Сохор.

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого. Б. В. Асафьева, психологов Б. М. Теплова, Е. В. Назайкина.

Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального восприятия. Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель: изучение и экспериментальная апробация способов развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально-художественной деятельности посредством восприятия музыки.

Объектом исследования является педагогический процесс формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.

Предметом данного исследования является методика развития восприятия музыки, детей старшего дошкольного возраста.

Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы восприятия музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности позволили выдвинуть гипотезу исследования: развитие музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будут созданы определенные педагогические условия, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки через серию разработанных конспектов.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:

1. Определить особенности развития музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.

2. Определить психолого-педагогические основы содержания музыкального восприятия.

3. Раскрыть сущность восприятия музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.

4. Разработать серию музыкально-тематических занятий и апробировать их в экспериментальном исследовании.

Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной деятельности Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и психология музыкальных способностей Теплова Б. М.

Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучения и анализа педагогической, психологической, методической литературы, наблюдений, экспериментов, количественной и качественной обработки результатов.

Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Художественная деятельность — одно из самых загадочных проявлений человеческой активности.

Музыкально-художественная деятельность - целенаправленный процесс формирования у ребенка ценностно-смыслового восприятия к действительности. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведения искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Музыкально - художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Музыкально-художественная деятельность старших дошкольников развивает эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, формирует умение выделять их выразительные средства. Учит соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Музыкально-художественная деятельность — это творчество. Наиболее яркой сущностной особенностью художественной деятельности является творчество как необходимое условие ее осуществления. Без творчества невозможно создавать, исполнять и воспринимать произведение искусства.

В музыкально-художественной деятельности человек особенно свободен в своих творческих проявлениях. Музыка — самое вариативное из искусств. Поэтому каждое исполнение или восприятие музыкального произведения — это всегда уникальный, единичный творческий акт.

Музыкально-художественная деятельность старшего возраста развивает интерес и любовь к музыкальной деятельности, музыкальную отзывчивость на нее. Формирует музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Развивает музыкальные способности детей : звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. А также способствует дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры мелодий на детских музыкальных инструментах; творческую активность детей.

Через восприятие музыки формируется музыкально-художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности.

Восприятие музыкально-художественной деятельности формирует чувства детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, музыкально-художественных способностей.

Музыкально-художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует у детей развитию поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса.

Таким образом, музыкально-художественная деятельность — это творчество, особенностью которой лежит художественная деятельность, творчество как необходимое условие ее осуществления. Без творчества невозможно создавать, исполнять и воспринимать произведение искусства. Музыкально-художественная деятельность, прежде всего - язык чувств.

Знакомя ребенка старшего дошкольного возраста с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию и размышлению о услышанном в музыке. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки и таким образом проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Работа музыкального руководителя музыки как средство формирования музыкально художественной деятельности Старшая группа старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка его духовности формирования общечеловеческих ценностей Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих радостных переживаний открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках доступных его возрасту Музыка переносит нас из сферы видимости в сферу чувств из области предметных образов в область бесплотных звуков из царства зрения в царство слуха Предметом музыки становится непосредственно слышимая жизнь души интонационно выраженные переживания и чувства людей заключенный в них жизненный смысл Р Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования далее Стандарт это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка В связи с этим все образовательное содержание программы в т и музыкальное становится условием и средством этого процесса Иными словами музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений открытия и презентации своего я социуму Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкально художественной деятельности содержания программы в соответствии со Стандартом Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС входит в образовательную область Художественно эстетическое развития раздел музыкальная деятельность Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы например Ладушки И Новоскольцевой Музыкальные шедевры О Музыкальная ритмопластика Л На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу которая успешна и результативна сориентирована на воспитанников детского сада их потребности интересы и возможности учреждения Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы

Спасибо всем за внимание!

Фото №1 Марков утверждает что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека

i][/i]

Публикации по теме:

Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников Видео Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию у детей потребности в здоровом.

Проект «Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил. Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Использование элементов художественной гимнастики как средство формирования гибкости у детей дошкольного возраста Актуальность: За последние годы увеличился процент детей с неправильной осанкой и заболеваниями позвоночника, заметно возросло количество.

Логические игры и упражнения как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников Логические игры и упражнения, как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников. (Методические рекомендации для воспитателей.

Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Айкино Опыт работы Музыкально.

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Липецка Педагогический проект Тема: «Занимательный материал как.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное.

Экологическая лаборатория — как средство формирования исследовательской деятельности Разнообразие растительного и животного мира, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2017 в 00:09
+159Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Меньшикова Людмила Викторовна (УИ 368406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД