Анастасия Тактарова
Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.
Публикация «Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников» размещена в разделах
Поэтому я определила для себя цель моей работы - формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям посредством русских народных сказок.
Для достижения цели я поставила для себя следующие задачи:
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы для развития творческой активности детей.
- Создать у родителей положительную мотивацию на взаимодействие с детским садом.
Свою работу я начала с того, что обогатила предметно-пространственную среду, чтобы заинтересовать детей. Я пополнила книжный уголок сказками. Причем постаралась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, которым можно подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки. Подобрала настольно-печатные игры, иллюстрации, разные виды театров: кукольный театр, театр на дисках, театр «оригами», пальчиковый театр; театр на ложках, варежковый. Постепенно стала вовлекать родителей в процесс создания театра или атрибутов к драматизации сказок.
В работе с детьми я использовала такие методы как:
• Чтение, в том числе повторное чтение по заявкам детей на занятиях и в свободной деятельности.
• Беседы по прочитанным произведениям.
• Рассказывание сказок.
• Просмотр мультфильмов.
• Просмотр кукольных театров, спектаклей с последующим их обсуждением.
• Инсценировки сказок.
• Выставки художественной литературы, рисунков, поделок.
• Музыкальные игры.
• Народно-хороводные игры.
• Занятия по продуктивной деятельности.
• Дидактические и настольно-печатные игры.
При рассказывании сказки, дети слышали, как меняется речь, интонация того или иного персонажа. Учились радоваться, сопереживать героям. Во время музыкальных занятий, а также в группе уделялось внимание воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек, используя различные атрибуты (ленты, цветы). Большое значение имеет продуманный подбор музыкальных произведений, создает необходимое настроение, усиливает впечатление, вызывает эмоциональный отклик.
В работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желание играть роль. Дети стали более заинтересованы в участии в сюжетно-ролевых играх. Мы изготовили макет автобуса. Поставленные в ряд стулья, у нас превращались в салон автобуса. Затем мы изготовили билеты, внесли сумочку кондуктора. Дети учились брать на себя роль водителя, кондуктора, вежливых пассажиров. В уголке ряжения любой костюм у нас превращается в костюм принцессы, королевы, Феи, доброго волшебника, дровосека. В любой момент наша группа превращается в театральную студию.
Я убедилась в том, что участие детей в театрализованных постановках по мотивам сказок расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Одной из главных задач для меня было, чтобы ребенок раскрылся перед большой аудиторией и получил удовольствие от собственного успеха. Нам это удалось. Два раза мы показывали детям из младших групп инсценировки сказок. Дети очень гордились этим, у них повысилась самооценка.
Что касается родителей, с целью установления контактов с семьей мной использовались следующие формы работы :
- групповые собрания;
- консультации и памятки на темы: «Роль сказки в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Что почитать с ребенком дома», «Как провести выходные с ребенком»;
- выставки книг;
- совместная творческая деятельность детей и родителей;
- совместное изготовление атрибутов к драматизации сказок, к утренникам.
Со временем родители стали проявлять больше инициативы в подборе стихов и разучивании ролей с детьми. Стали приходить на праздники целыми семьями.