Лучший педагог года

Отчет по самообразованию. Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников

Кириченко Оксана Владимировна
Отчет по самообразованию. Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников

В этом году я взяла тему по самообразованию : «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время все чаще все с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Публикация «Отчет по самообразованию, Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинского, Й. Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н. П. Аникеевой, О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой, Д. В. Менджерицкой, И. И. Фришман, С. А. Шмакова и многих других.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:

• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).

«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).

«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).

«Ребёнок в детском саду» Т. И. Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).

«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).

«Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)

«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н. В. Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества : культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь, через игру.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;

• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;

• освоение современных технологий и методов организации игры;

• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;

• проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;

• повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:

• правильная организация и руководство игрой;

• правильно сформулированная мотивация;

• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;

• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);

• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях,

• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых

Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр.

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:

• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;

формирование умения договориться о теме игры;

самостоятельное распределение ролей;

• обсуждение основного развития сюжета;

• подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Защитники границ нашей Родины!»

Целью являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

В ходе организации и проведения сюжетно - ролевой игры решались следующие задачи:

воспитательные:

- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;

- воспитывать эмоционально - положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них;

образовательные:

- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;

- расширить диапазон детских игр;

- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);

- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;

- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;

- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок;

развивающие:

- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;

- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;

- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Оценка осознания детьми нравственных норм.

1. Высокий уровень:

*начало проекта - 20%

*конец проекта - 60%

2. Средний уровень:

*начало проекта - 30%

*конец проекта - 30%

3. Низкий уровень:

*начало проекта - 50%

*конец проекта - 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Публикации по теме:

Доклад «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников» Традиционно считалось, что художественная литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников,.

Игра как средство развития нравственных качеств дошкольников Вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста остается актуальным на сегодняшний день. В наше время мы всерьез задумываемся.

Конспект занятия по мульттерапии «Нехочуха» по развитию социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по мульттерапии "Нехочуха" по развитию социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Цель: воспитывать.

Методическая разработка «Формирование социально–нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста» «Формирование социально – нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством реализации проектов» Нравственность - такой.

Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

Отчет по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста» В 2015-2016учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Анна Александрова Отчет.

Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» Хочу поделится опытом по теме "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры" В 2010 году мною была взята.

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы ДОУ. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников» Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской.

Воспитание нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности. « … Только благодаря правильному воспитанию с раннего детства происходит закладка нравственных качеств личности ребенка.» В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию. Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 18:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД