Яна Веникова
Волшебные «мамины сказки» (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят сказки. Чудеса занимают фантазию ребёнка, отвлекая от и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании чуда. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.
Сказка – это маленькая модель мироздания.
Публикация «Волшебные „мамины сказки“ (консультация для родителей)» размещена в разделах
Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире, проще всего знакомиться с ним, вникая в сказочный сюжет. А так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир добрых и злых героев, говорящих зверей и птиц. А чудо – естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит беззаветно, и значит, верит в сказку.
Так чему же учит «мамина сказка»?
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за любую работы, какой бы сложной она не казалась. И в том, что он побеждает, большую роль играют, смелость, вера в себя и помощь друзей.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит : мир делится на хороших и плохих людей, зверей и других существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые в сказках всегда проигрывают.
Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это прийти к нему на помощь в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: и людей, и зверей, птиц, и рыб. Он не отказывает в помощи тем, кто в ней нуждается, а они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в трудной ситуации. Так, у Героя появляются бесценные Волшебные сказочные помощники.
Сказка учит : хорошее дело не всегда сразу получается. Сказочному Герою по несколько раз приходится вступать в бой со злым чудищем, но упорство и смелость всегда вознаграждаются победой.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак в сказке всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и, к слову сказать, страшная Баба-Яга тоже не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда заслуживает большего уважения, чем его нерадивые братья и сестры. И он, конечно же, получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя быть жадным, нельзя обманывать, нельзя предавать друзей.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с гордостью выходит защищать родную землю от чудищ невиданных.
И, самое главное, сказка учит, что добро всегда побеждает зло, оно всегда возвращается к тому, кто сам добр и помогает другим.
Эти уроки дети воспринимают очень легко и интуитивно. Они с удовольствием живут в этом волшебном, сказочном мире, хотят возвращаться в него снова и снова, а зачастую и сами придумывают этот волшебный мир и живут в своей чудесной сказке, что способствует развитию образного мышления и связной речи ребёнка.
Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки, и Вы сами увидите, сколько идей он Вам выдаст и как загорятся у него глазки. Ведь всем известно, что нет сказочников лучше, чем наши дети.
Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
В первую очередь ребёнок придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытания и трудности для этого Героя, которые нужно преодолеть. Второй этап - придумывание Волшебных помощников (людей или зверей, которые (возможно, при помощи волшебства) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). А, когда все трудности преодолены, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.
Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чудесной волшебной сказки и “почти настоящим писателем”. А с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения главного Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, временем проверенных сказках, которые, без всякого сомнения, интересны не только детям, но и нам, взрослым. И не стоит забывать, что сказка учит нас оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
Литература
1. Грабенко Т. М. Зачем читать детям сказки? – СПб: Речь, 2006 .
2. Соколов Д. В. Сказки и сказкотерапия. – Обнинск, 1997.
3. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. – Москва: 1989.
4. Толстикова М. А. Сказка в цвете // Знание-сила. - 2002.- №1. -С. 29–32