МААМ-картинки

Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»

Ирина Сыромятникова
Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе

Конспект педагогического мероприятия с детьми "Волшебные превращения бабочки".

Вид: Развитие экологических представлений.

Тип: обобщающее, познавательное.

Возраст: дети старшей группы 5 -6 лет

Публикация «Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе „Волшебные превращения бабочки“» размещена в разделах

Цель. Формирование целостной картины мира природы через обобщение и расширение знаний о 3-х стадиях развития бабочки : гусеница, куколка, бабочка.

Задачи.

Образовательные.

- Упорядочить знания о 3-х стадиях развития бабочки.

- Помочь осмыслить существующие закономерности, связи, зависимости развития и жизни бабочки в природе.

Развивающие.

- Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности : способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов.

- Расширять кругозор детей за счет знакомства с особенностями жизни и развития бабочки.

- Стимулировать детское экспериментирование: через разные формы практического и умственного исследования при решении проблемных ситуаций и составлении собственных высказываний.

Воспитательные.

- Воспитание первичных ценностных представлений: понимание и проявление бережного, заботливого отношения к объектам природы на примере бабочки.

Интеграция образовательных областей:

данное занятие по развитию экологических представлений относится к образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», и разными видами детской деятельности: игровая, поисково-исследовательская, литературно-художественная, обеспечивая: музыкальное сопровождение - Б. Гребенщиков «Город золотой», Мендельсон «Весенняя песня», С. Прокофьев «Марш» (фрагмент, П. И. Чайковский «Баркарола», Э. Григ «Утро», Куперен «Бабочка», аудиозапись «Пение птиц»;

литературно-художественное сопровождение - сказка «Волшебные превращения бабочки».

Оборудование и пособия: 2 портрета гусеницы (грустная и веселая, таблица-модель «Пищевая цепочка», игрушка-паучок на ниточке-паутинке, листочки из зеленого картона, гусеницы- трафареты, шерстяные нитки для плетения кокона, модель «Бабочка», коробочки сока с трубочкой, файлы и фломастеры на каждого ребенка, плоскостные изображения цветов с пыльцой- растолченным кусочком цветного мела в серединке и бабочек с приклеенными на брюшко кусочками мягкой ткани, таблица-модель «Волшебные превращения».

Словарная работа: гусеница, кокон, брюшко, крылья, хоботок, пыльца.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, альбомов; беседы, диалоговое и ситуативное общение по теме; художественное творчество - рисование, аппликация, художественный труд; просмотр видеофильмов; творческое взаимодействие с родителями по активизации познавательной активности детей через совместное изготовление бабочек с последующей организацией выставки.

Предполагаемый результат:

- повысится уровень знаний о жизни бабочек в природе;

- проявление бережного отношения к природе, насекомым, бабочкам.

Структура занятия

Вводная часть.

- Музыкальная картинка к теме занятия. Песня из репертуара Б. Гребенщикова.

- Сообщение темы.

- Постановка цели.

Основная часть.

- Эмоциональное вхождение в занятие.

- Сказка «Волшебные превращения бабочки» (рассказ педагога).

- Пальчиковая разминка «Утро» (звучит «Весенняя песня» Мендельсона).

- Игра-идентификация «Гусеница».

- Упражнение на развитие эмпатии «Портрет» (аудиозапись «Пение птиц»).

- Интерпретация эмоционального состояния и поведения гусеницы (Звучит фрагмент марша С. Прокофьева и «Баркорола» П. И. Чайковского).

- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Кокон» (показ действий педагогом и «плетение кокона» детьми.

- Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» (звучит музыка Э. Грига «Утро»).

- Рассматривание конкурсных работ «Бабочки», выполненных детьми и родителями.

- Зарисовка «Строение бабочки».

- Моделирование ситуации «Бабочка пьет нектар».

- «Это интересно!» Интересные факты из жизни бабочек.

- Опыт. «Куда исчезли чешуйки у бабочки.

- Динамическая пауза «Первый полет бабочки».

- Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки».

- Моделирование ситуации «Как бабочка опыляет цветы.

Заключительная часть.

- Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка».

- Работа с таблицей «Волшебные превращения».

- Повторение правил бережного поведения в природе.

- Итог.

Структура занятия Содержание занятия

Вводная часть.

Музыкальное

Вступление

Сообщение темы. Постановка цели. Звучит песня из репертуара Б. Гребенщикова:

Под небом голубым есть город золотой

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, где травы и цветы,

Гуляют там животные невиданной красы.

Сегодня мы познакомимся, наверное, с одним из самых красивых представителей царства животных - бабочкой и поговорим о волшебных превращениях, которые с ней происходят в природе.

Но все по порядку. Я приглашаю вас в волшебный сад.

Основная часть

Пальчиковая гимнастика «Утро». Цель: эмоционачъное вхождение в занятие.

Упражнение- идентификация «Гусеница»

Упражнение

«Портрет»

Цель: развитие эмпатии. Мы очутились в волшебном саду.

/Педагог сопровождает рассказ показом движений/

• Солнечные лучи нежно прикасаются к цветочным лепесткам,

поглаживают их.

• Росинки медленно скатываются по стебельку.

• Цветы встряхивают своими прекрасными головками и просыпаются.

• Широко раскрывают глаза,

• радуясь солнышку.

• Легкий ветерок раскачивает венчики цветов.

• Они приветствуют друг друга поклоном.

• В этом чудесном саду жила-была гусеница.

• Она тоже очень любила солнышко.

Покажем, какой была гусеничка, встанем друг за другом.

• Вот она спит.

• Солнышко ласково и нежно погладило ее своими лучиками.

Гусеничка проснулась: подняла головку,

• Наклонилась вправо, влево,

• Подняла правую ножку, левую.

• Встала на носочки и, чтобы быть ближе к солнышку,

• Подняла вверх лапки-руки,

• Помахала ими, улыбнулась и сказала: «Здравствуй, Солнышко!»

1. Ребята, найдите портрет, где гусеница улыбается и радуется солнышку.

- Покажите, как она это делает. Порадуйтесь вместе с ней.

2. Вдруг гусеница загрустила.

- Как вы думаете, что ее могло огорчить?

- Найдите портрет, где гусеница грустная.

- Покажите, как она грустила.

- Оказывается она проголодалась.

- Что ест гусеница?

(рассматривание модели «Пищевые цепочки»)

Найдите свою гусеничку, она сидит на листочке

- покажем, как она ест.

(Звучит аудиозапись «Пение птиц»)

- Как красиво поют птицы!

- Ой, что случилось с нашей гусеницей?

Посмотрите, она сильно испугалась.

- Как вы думаете, почему?

- Да, действительно, гусеница является пищей для некоторых птиц.

Гусеницы разных бабочек имеют разную окраску, которая помогает им быть незаметными.

Помогите гусенице поскорее спрятаться.

Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» - Птицы улетели, гусеница успокоилась.

- А мы продолжаем наше путешествие по волшебному саду.

Каждое утро гусеница сидела на листике и смотрела в капельку росы, как в зеркало. Какое отражение она видела в капельке?

- Послушайте музыку, она вам подскажет правильный ответ.

(Звучит фрагмент «Марша» С. Прокофьева -

музыка колючая, неприятная, отрывистая).

- Да ребята, гусенице казалось, что она некрасивая. Она усаживалась на краешек листика и горько плакала. Но однажды мимо пробегал, кто бы вы думали?

(Звучит мелодия П. И. Чайковского «Баркарола» - музыка легкая, скачущая, озорная, забавная)

- Это паучок. Он спускался на своей паутинке на цветок.

Жалко стало пауку соседку и он посоветовал ей: «У тебя на головке возле ротика есть паутинный мешочек, потяни за ниточку и сделай из нее шарфик или кофточку». Гусеница так и сделала. Она сплела из серебряных нитей себе мягкое покрывало (педагог показывает, удобно завернулась в него и уснула.

- Помогите своей гусенице: укройте ее, заверните в мягкий кокон. (Дети выполняют).

- Вот какая куколка получилась.

(Звучит музыка Э. Грига «Утро»)

- Несколько месяцев проспала гусеница в своем теплом домике-коконе. Шел снег, мела пурга, дул холодный ветер, а гусеничка ничего не знала, она крепко спала, пока не пришла красавица-Весна. Она прикоснулась волшебной палочкой к серебристому кокону и. произошло чудо. Кокон приоткрылся, из него появилась головка с усиками, затем красивые крылышки. Но они были мокрые сморщенные. Нужно было время, чтобы их высушить на солнышке.

Посмотрите, сколько красивых бабочек сидят и сушат свои крылышки. Откуда они прилетели к нам? (Ответы детей).

- Да этим бабочкам помогли появиться на свет вы и ваши мамы.

- Ребята, а вот еще одна Данина бабочка сидит на цветке, сушит свои крылышки и ждет нас. Давайте подойдем поближе, тихо сядем и рассмотрим ее.

/На коврике-цветке находится крупное изображение бабочки (рисунок, выполненный семьей Дани Слепухина).

Педагог предлагает детям взять фломастеры и файлы для фиксации строения бабочки по ходу рассказа педагога.

- Тело бабочки состоит из головы, грудки и брюшка (см. приложение №2)

1. На голове находятся глаза, рот-хоботок и усики.

Усики бывают разные, а нужны они для того, чтобы нюхать и пробовать Рот у бабочки превратился в длинный хоботок, он прекрасно служит для высасывания веточного нектара.

Педагог показывает на примере модели «Бабочка».

Дети практически пьют нектар» - сок через трубочку.

- Когда бабочка не кушает, она сворачивает хоботок в крутую спираль и прячет у себя под головой (показ на примере игрушки-модели).

2. На груди у бабочки 3 пары /6 ножек-лапок и 2 пары/ 4 крылышка: передние и задние.

Оказывается, бабочка может лапками даже пробовать: сядет на цветок, лапки смачиваются сладким сиропом и бабочка разворачивает свой хоботок, готовится пить нектар.

Крылья бабочек покрыты особыми чешуйками, как крыша черепицей: (ученые говорят - чешуекрылые) Каждая чешуйка имеет очень сложное

Опыт «Куда исчезли чешуйки у бабочки

Динамическая пауза «Полет бабочки»

Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки»

Моделирование ситуации «Как бабочка опыляет цветы

Цель: показать способ переноса пыльцы с цветка на цветок. строение, из чешуек складывается очень красивый узор. Оказывается, эти чешуйки помогают бабочке летать

Вывод: нельзя брать бабочек в руки, потому что чешуйки остаются у нас на пальчиках, а без них бабочка не может летать, а значит - погибнет.

3. гибкое брюшко лишено конечностей.

Пока мы с вами рассматривали, крылья у бабочки подсохли и она может отправляться в свой первый полет. Вы готовы стать бабочками и полететь?

(Звучит музыка «Бабочки» Куперена)

Дети - бабочки легко и красиво передвигаются по группе, «летают».

- Ах, какая красивая бабочка, какие прекрасные у нее крылышки, какой очаровательный наряд.

«Какое чудесное превращение! Волшебное!»- щебетали птицы.

А цветы радостно кивали своими головками, как бы приглашая бабочку к себе. Им очень хотелось подружиться с ней.

- Как вы думаете, почему? (Потому что бабочки переносят пыльцу с одного цветка на другой. Так происходит опыление.)

- Возьмите, пожалуйста, каждый по бабочке. Выберите ту, которая вам больше нравится.

- Посмотрите, какие красивые цветы расцвели на этой полянке. Они тоже ждут, когда к ним прилетят бабочки.

(под музыку дети, «перелетая» от одного цветка к другому, усаживают своих бабочек в середину цветка, имитируя опыление)

- А сейчас давайте посмотрим на брюшко бабочки.

Что вы видите? Объясните, что произошло.

Заключительная часть.

Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка»

Цель: закрепить знания о 3-х стадиях развития бабочки

Работа с таблицей «Волшебные превращения бабочки»

Повторение правил бережного поведения в природе

Итог занятия. В заключении мы с вами поиграем в игру «Гусеница, куколка, бабочка», чтобы показать, как хорошо мы запомнили все стадии жизни бабочки.

Дети по словесному сигналу педагога выполняют движения:

- «гусеница» - дети приседают,

- «куколка» - дети стоят, опустив руки,

- «бабочка» - дети легко «летают» по группе.

(По окончании игры педагог приглашает «бабочек» остановиться около доски, на которой находится таблица)

- Вот все бабочки собрались в одном месте. Здесь изображена история развития бабочки. Вы можете мне рассказать о ней?

1. Кем была бабочка вначале?

2. Что случилось с гусеницей?

3. Через несколько месяцев из куколки появилась. ?

4. А как появилась гусеница?

- Почему здесь изображен зеленый лист?

- Быстро ли происходит «волшебное» превращение бабочки?

- Может ли так случиться, что бабочка не появится на свет?

Что ей угрожает?

- Можем ли мы стать друзьями бабочки? Как ведут себя друзья?

Вот какой длинный путь нужно проделать, чтобы превратиться в бабочку.

Действительно, Природа - волшебница!

В ней столько секретов столько чудес, но нужно быть очень внимательным и любознательным, чтобы увидеть их. И нам это сегодня удалось! Спасибо!

Публикации по теме:

«Школа волшебников». Дидактическая игра на развитие у детей изобразительных навыков.«Школа волшебников». Дидактическая игра на развитие у детей изобразительных навыков. «Школа волшебников». Игра предназначена для детей от 5 лет. Цель: закрепление навыков поэтапного рисования; навыков рисования с помощью.

Творческие работы детей на тему: «Вода и ее обитатели».Творческие работы детей на тему: «Вода и ее обитатели». Художественное творчество (рисование гуашью) " Где живет вода"- представленно детьми старшей группы "Говорушки"- Колесниковой Юлей, Юриным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»
Опубликовано: 2 июля 2013 в 16:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сыромятникова (УИ 107328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД