Папки-передвижки

Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям

Анна Владимировна Палаткина
Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы

«Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

В современном мире уделяется все больше внимания вопросам толерантности. Человечество, развиваясь, прошло долгий путь и сейчас подошло к такому этапу, когда вопросы толерантности в социуме, особенно детском, стали очень значимыми. Однако мнения общественности о том, что же такое толерантность, к несчастью, неоднозначны. Для одних – это личностные качества, для других – поведенческие навыки. Как бы то ни было, невозможно научить ребенка толерантности, исходя лишь из формального понимания этого понятия. Толерантность в сознании ребенка и детского коллектива должна быть добровольным выбором, осознанным личностным пониманием; она не должна навязываться, а должна приобретаться через воспитание, познание и собственный жизненный опыт. Как же воспитать в ребенке толерантность? На мой взгляд, воспитание толерантности, несомненно, должно начинаться в семье, именно родителям малыша принадлежит основная роль в воспитании толерантности. Родитель для малыша сам по себе должен стать образчиком толерантного отношения к миру. Родители должны понимать, что их взаимоотношения с ребенком, особенно на этапе дошкольного детства, и взаимоотношения с окружающим миром станут для дошкольника в будущем основной частью его личного мировоззрения. Именно через свой жизненный опыт, путем своих толерантных поступков родители знакомят детей с правилами толерантных взаимоотношений в обществе.

Публикация «Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании, Советы родителям» размещена в разделах

Уже ни для кого не секрет, что сегодня в современном российском обществе уделяется большое внимание образованию и воспитанию детей с ограниченными возможностями. Развитие толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало актуальной потребностью современного общества. Все это понимают, и, несомненно, пытаются предпринимать определенные шаги в этом направлении. Однако основным был и остается вопрос воспитания в наших детях терпимости и уважительного отношения к сверстникам с ОВЗ. С чего и как начать воспитание навыка толерантного общения?

Прежде всего, задача взрослого человека - дать детям возможность осознать свою значимость, роль в семье, индивидуальность и на личном примере научить принимать это же в других. Ребенок, не знающий человеческой любви и терпимости, просто не сможет правильно и адекватно воспринимать окружающих его людей, и уж тем более людей с ОВЗ. Зачастую такие люди пугают малышей и вызывают у них лишь чувство неприятия и страха. И именно в такие моменты роль мамы и папы особенно велика. В их силах на собственном примере показать и объяснить ребенку, как относиться к людям «не похожим» на тебя. В возрасте 4-5 лет малыш уже вполне способен разобраться, кто в той или иной ситуации является агрессором и жертвой, кого следует пожалеть, поддержать, а кого, напротив, осудить. Именно тогда и наступает самый благоприятный период для воспитания в ребенке определенных навыков толерантного поведения.

Согласно ФГОС сейчас в российских образовательных учреждениях осуществляется инклюзивное образование, и для детей с ограниченными возможностями созданы разнообразные условия, учитывающие их индивидуальность и способствующие всестороннему развитию личности таких детей. Если в группе детского сада, в которую ходит ваш малыш, есть ребенок с ОВЗ, в ваших силах сделать так, чтобы ваш ребенок проявлял максимум терпимости и понимания к своему «необычному» сверстнику. Важно понимать, что вы поможете не только своему чаду, но и непосредственно поучаствуете в создании той самой толерантной образовательной среды ДОУ, о которой так много говорят и пишут. Расскажите малышу, что есть много «необычных», непохожих на него людей, но это вовсе не означает, что они плохи, это лишь подчеркивает их необычность. Однако как часто ребенок слышит от нас взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Я не раз наблюдала это в детском саду, куда ходила моя дочь. Ее одногруппник Максим был не похож на других детей. Замкнутый, грустный, иногда агрессивный, с плохо поставленной речью. Ребята сторонились его, а родители неприкрыто объясняли своим чадам, что это, несомненно, правильное поведение, что с ним лучше не играть. Однако мама Максима научила его не обижаться на друзей, и воспитатели приложили огромные усилия, чтобы преодолеть в родителях ребят страх и неприятие этого ребенка. Сейчас Максим совершенно спокойно играет с друзьями, не прячется под стол, заходя в группу, и даже разговаривает с незнакомыми взрослыми. Ему сложно, но ребята теперь активно его поддерживают, заступаются за него, помогают. И это несомненная победа и воспитателей группы, и родителей.

Многие боятся, что дети не примут «особенного» ребенка. Но если наши сыновья и дочери общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в них развивается сочувствие, доброта, уважение, любовь. Общаясь с детьми с ОВЗ, малыши учатся терпимости к недостаткам сверстника и стремление прийти на помощь. Формируется уважение, ответственность, умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья помогает почувствовать себя на месте другого, и родителям нужно стараться способствовать ребенку в этом.

Существует большое количество игр и тренингов для родителей по воспитанию толерантности : «Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики, «Карточки Бройля» – (приспособление, помощь, «Пойми меня…», «Наушники», «Чудо-художник». Их разнообразие открыто представлено в различных интернет-ресурсах. Участие в таких тренингах поможет родителям и малышам почувствовать себя на месте человека с ОВЗ.

Что же можно все-таки посоветовать родителям, желающим воспитать в своем ребенке толерантность? Прежде всего:

- на этапе раннего дошкольного детства ребенок должен осознавать, что рядом с ним есть «другие» дети, не такие как он: других национальностей, с необычными именами, разговаривающие на другом языке, дети с ОВЗ;

- ребенок должен тактично относиться ко взрослым, к соседям, к друзьям, к пожилым людям, и ваша задача, как родителей, помочь ему в этом;

- учите малыша уважать различные манеры поведения, характеры, не позволяйте обижать слабых;

- расскажите детям, почему не стоит использовать в общении обидные прозвища;

- учите детей уважать чужие традиции и избегать конфликтов.

Таким образом, работа по толерантному развитию ребенка должна начинаться с двух сторон:

— просвещение взрослых;

— приобщение дошкольников к освоению толерантных методов общения.

Необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, ознакомить их с общепринятыми нормами поведения, помочь адаптироваться в социуме так, чтобы в результате наших общих усилий они сформировали вокруг себя атмосферу безопасности, толерантности и счастья.

Публикации по теме:

Технология исследовательской деятельности в дошкольном образовании Все дети по своей природе исследователи. В каждом ребенке есть неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное стремление.

Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста. Ж. Ж. Руссо дал теоретическое обоснование.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Информационные технологии в дошкольном образовании. Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Опыт показывает, что информационные.

Культурные практики в дошкольном образованииКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится.

Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким.

Эссе «Моя философия о дошкольном образовании» ЭССЕ на тему: «Моя философия дошкольного образования» Дубровина Наталья Анатольевна МДОУДСКВ «Радуга» структурное подразделение детский.

Эссе «Размышления о дошкольном образовании…» Эссе Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка В. Сухомлинский. Размышляя о своем жизненном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 12:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям» (включая файлы) размещена пользователем Анна Владимировна Палаткина (УИ 439379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД