Светлана Гринина
Технология исследовательской деятельности в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети по своей природе исследователи.
В каждом ребенке есть неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
С вступлением в силу ФГОС дошкольного образования и с обязательными требованиями к результатам освоения основой образовательной программы одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт интересующие его вопросы, придумать объяснения, интересуется причинно-следственными связями. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Публикация «Технология исследовательской деятельности в дошкольном образовании» размещена в разделах
Исследовательская деятельность вызывает огромный неподдельный интерес у детей и дает возможность им самим найти ответы на интересующие вопросы. То есть исследовательская активность – естественное состояние ребенка, при котором он настроен на познание мира, готов сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В ДОУ познавательно-исследовательская деятельность является частью педагогического процесса и осуществляется на следующих его этапах:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Это элементарные опыты и эксперименты, которые фигурируют в основной образовательной программе ДОУ. Они необходимы для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей.
2. Совместная деятельность с детьми. К ней относятся наблюдения, труд, художественное творчество. Чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он сможет передать его детали во время изобразительной деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Все что ребенок делает сам, пусть даже с небольшой помощью взрослого усваивается намного прочнее и надежнее. Это и является фундаментом экспериментальной деятельности ДОУ. Главная задача дошкольного учреждения – помощь детям в проведении собственных исследований, самостоятельному открытию новых знаний.
При осуществления исследовательской деятельности можно опираться на следующий алгоритм действий:
1. Выбор темы исследования и постановка проблемы. Первое, о чем нужно задуматься, выбирая тему исследовательской работы – а будет ли она интересна ребенку? Нужно постараться отыскать что-то необычное в самом простом и обычным на первый взгляд, то чем пытливый ум ребенка мог бы заинтересоваться.
2. Определение цели и задач исследования. Правильная постановка цели и подборка соответствующих задач является основным направлением (предварительным планом) работы над раскрытием темы исследования.
3. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение, которое выдвигает ребенок по теме своей работы.
4. Поиск путей решения проблемы. Сюда могут относиться попытки подумать самому, обратиться с вопросом ко взрослым, обращение к энциклопедиям, телевизионным передачам, к интернету, наблюдение.
5. Практическая часть – проведение экспериментов.
6. Обобщение полученных данных. Проще говоря, выводы по теме исследовательской работы. Должны перекликаться с целью работы. Проверка гипотезы.
Применение на практике такого алгоритма работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
А как известно исследовательская деятельность способствует развитию у детей познавательной активности, творческой деятельности, учит самостоятельному открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.