МААМ-картинки

К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании

Татьяна Нездоровина
К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании

Развитие человека – ключевая задача современного отечественного образования. Именно развитый человек является надеждой семьи, гарантией развития общества, опорой государства. Естественно, что процесс развития необходимо начинать с детства. Но чтобы ребёнок сам стремился быть надеждой, гарантией развития и опорой Отечеству, важно, чтобы он сам воспринимал судьбу Родины как свою собственную, был патриотом. Воспитание патриотизма указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» как один из принципов государственной политики в сфере образования [3, с. 6]. Именно это положение – «высоконравственный, творческий, компетентный человек, воспринимающий судьбу Отечества как свою личную» [1, с. 11] – представлено в российском образовании как воспитательный идеал, отражённый в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России, в свою очередь, являющей методологической основой разработки и реализации федеральных государственных стандартов. Сам глава государства в текущем году назвал патриотизм национальной идеей, к осмыслению и воплощению которой призваны стремиться все образовательные учреждения и более того, все социальные институты страны.

Публикация «К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании» размещена в разделах

По нашему убеждению, воспитание патриотизма должно начинаться с дошкольного воспитания, поскольку именно оно является исходным уровнем системы образования Российской Федерации. Учитывая, что представления о Родине включают в себя представления о семье, о родном крае и об Отечестве, мы решили формировать представления дошкольников о Родине путём выявления, создания условий и для расширения указанных представлений. Провели диагностические мероприятия, выявили относительно невысокий уровень представлений дошкольников о Родине, поставили цель: обеспечить положительную динамику в процессе формирования представлений о большой и малой родине (семье, городу, стране, природе родного края, всей стране) у детей дошкольного возраста, определили задачи, распределив их на блоки: «Моя семья» (средняя группа, «Мой родной край» (старшая группа, «Наше Отечество – Россия» (подготовительная группа)». Изучив литературу, связанную с данной проблемой, решили, что ключевым средством подобного воспитания может выступать проектная деятельность как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач, пробуждающая и развивающая творческий потенциал.

В процессе создания и реализации системы проектной деятельности, было принято решение: представить вышеуказанные блоки как среднесрочные проекты (продолжительностью в год). Внутри каждого блока в соответствии с календарём праздничных дат были выделены краткосрочные проекты – на месяц. Так, в блок «Моя семья» для детей на начало проектной деятельности относящихся к среднему дошкольному возрасту вошли проекты, отобранные нами для формирования представлений о семье и названные нами: в сентябре как начало года : «Здравствуйте, это наша семья!». В связи с тем, что в октябре отмечается День пожилого человека, мы с детьми работали над проектом : «Кто в семье самый старший?». Поскольку в ноябре отмечается День Матери, проводилась работа над проектом «День Мамы». В преддверии Нового года и Рождества проводился конкурс семейных поделок «Наша ёлочка». Январь был посвящён проекту «Герб нашей семьи». Полагаем, несложно догадаться, почему проект февраля получил название «На защите семьи и Родины». То же самое можно сказать о проекте марта «Мамам и бабушкам посвящается». В апреле шла работа над проектом «Чем пахнут ремёсла или Профессии в нашей семье». Наконец, в качестве итогового проекта, в мае был проведён проект-фестиваль «Моя семья и я». Осуществляя проектную деятельность по наглядной схеме «Пять «П» (проблема, поиск информации, планирование, продуцирование, презентация продуктов деятельности, мы достигли определённых результатов. Использование проектного метода в рамках данной темы дало возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении по формированию представлений о семье, семейных ценностях, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики. Внедрение подпроекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми семейных традиций, у детей возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. Дети захотели быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникало желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий). В ходе разработки и реализации подпроекта были созданы условия самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, была обеспечена возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОО с семьями воспитанников, был создан благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе. Были достаточно активизированы и обогащены педагогические знания и умения родителей. Было зафиксировано повышение психолого-педагогической культуры родителей. Воспитатели осмыслили и создали систему занятий и совместной деятельности : «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме. В соответствии с целью и задачами была оснащена предметно – развивающей среды в группе. Был создан и регулярно обновлялся уголок (стенд) по патриотическому воспитанию.

Подобным образом проводилась проектная деятельность, направленная на формирование представлений о малой родине, начатая нами, когда дети перешли в старшую группу. В сентябре старооскольцы отмечают День Города, и мы с детьми работали над проектом : «Мой детский сад, мой микрорайон – Дню города». В октябре, в связи с праздником День флага был разработан и реализован проект «День флага Белгородской области», в ноябре – «Герб Белгородской области». В декабре проектная деятельность была направлена на постижение природы нашего края, в январе – на историю малой родины с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Продолжая тему истории и в связи с освобождением Старого Оскола от фашистов, был разработан и реализован соответствующий проект. Соблюдая преемственность как условие прочности системы, в том числе и проектной деятельности, следующий наш проект с детьми был посвящён культуре малой родины. Вспоминая проект о профессиях родителей, мы вместе вышли на проект «Предприятия нашего края». И снова в качестве обобщающего итогового проекта был проведён проект «Наша малая родина».

Представления о родном городе у дошкольников сформировались. Дети хорошо знают название, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну. Ребята хорошо ориентируются в своем городе. Интерес к истории и культуре своего города не только пробудился, но и относительно неплохо развит. Кругозор детей через экскурсии к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений микрорайона и города, общение с интересными людьми заметно расширился.

На следующий год, когда дети стали подготовительной (предшкольной) группой нами было принято решение: провести работу по формированию представлений дошкольников о всей нашей стране. Позволим себе просто перечислить названия проектов, также проводимых в течение года, на месяц каждый: «Наша Родина - Россия», «Государственный герб, флаг, гимн Российской Федерации», «Славится Россия чудо - мастерами (гжель, хохлома, дымка)», «Москва и другие города России», «Русские народные праздники», «Самый весенний праздник России», «Наш человек в космосе», «Спасибо вам, что мир спасли».

Теперь дошкольники проявляют устойчивый интерес к истории и культуре своей страны. В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; узнали имена тех, кто прославил свою Родину; начали проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности;

Усилия педагогов и родителей при организации работы оправдали ожидания: дети много узнали о государственной символике, отечественных народных промыслах и народных праздниках, проявили неподдельный интерес к другим городам России, подвигам космонавтов, наших соотечественников для Великой Победы над фашизмом.

Поставив цель: рост динамики в процессе формирования представлений о большой и малой родине (семье, городу, стране, природе родного края, всей стране) у детей дошкольного возраста, мы достигли её. Итоговая диагностика развития у детей знаний о своей семье, родном крае, Отечестве показала положительную динамику. Показатели сформированности представлений у дошкольников повысились : о своей семье с 39% до 100%; представлений о родном крае с 23% до 96%; представлений об Отечестве с 12% до 96% .

Но мы не намерены останавливаться, так как убеждены, этого недостаточно. Уже было сказано о преемственности как условии прочности системы: как воспитания в целом, так и проектной деятельности, в частности. Указываемая некоторыми авторами утрата преемственности поколений может быть преодолена как раз преемственностью воспитания.

Перейдя в школу, дети встречаются с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, разработанной на базе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Что касается проектной деятельности, в начальной школе она выступает средством выполнения требований ФГОС НОО. Предполагается, что дети научатся понимать её особенности, разрабатывать замысел и пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт», более широко её использовать. Проектная деятельность младших школьников призвана обеспечить развитие метапредметных умений. В процессе обучения она является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний. Главная особенность развития проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, передачи учащимся инициативы в познании, в развитии умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Предполагается, что в ходе освоения проектной деятельности учащийся начальной школы становится субъектом учения, добывает знания сам, осознавая содержание и формы учебной деятельности. Основными задачами в процессе проектного обучения является развитие у ученика некоей основы знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.

Проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, помогая учителю построить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками-ориентирами педагога и локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.

В рамках внеурочной деятельности проектная деятельность призвана обогащать содержание образования, дать возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Для применимости проектного обучения задания следует дифференцировать по степени трудности.

В качестве основных результатов проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения наблюдения, измерения, сравнения, моделирования, выдвижения гипотез, экспериментирования, определения понятия, установления причинно-следственных связей и работы с источниками информации. Кроме названного, формируются «готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия»[2].

Всё или почти сказанное о проектной деятельности, как было показано, было нами осмыслено и применено в дошкольном образовании в той или иной степени. Именно потому возможна преемственность дошкольного и школьного образования. И именно потому мы не считаем наш труд напрасным и надеемся, что он есть вклад в становление надежды семьи, гарантии развития общества, опоры государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Данилюк, А. Я, Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. / А. Я. Данилюк – М. : Просвещение, 2011. – 23 с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Издательство «Омега – Л», 2015. – 99 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Издательство «Омега – Л», 2014. – 135 с.

Публикации по теме:

«ФГОС в дошкольном образовании». Методическая копилка "ФГОС в дошкольном образовании" С 1 января 2014 г. введен в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании». Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено.

Консультация «Труд в дошкольном образовании — это легко?» В своём Эссе я хочу раскрыть данную тему. Сейчас я попытаюсь подойти к основному понятию освещаемой темы. Труд - целенаправленная деятельность.

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Игра в современном дошкольном образованииИгра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме.

Статья «К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы» К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школеАвтор: Веснина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании
Опубликовано: 16 января 2017 в 01:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД