Надежда Рогожина
Игра в современном дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в современном дошкольном образовании
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства : произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Но несмотря на эти общепризнанные аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Для формирования игровой деятельности детей отсутствуют необходимые условия. В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. Предметная среда детского сада не способствует, а часто препятствует созданию игрового пространства. Игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается.
Публикация «Игра в современном дошкольном образовании» размещена в разделах
Причины уходя игры из дошкольного детства достаточно очевидны. Прежде всего, это непонимание развивающего значения данной детской деятельности. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целеноправленное обучение и овладение полезными навыками. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из дошкольного образования.
Еще одной причиной ухода игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут и не хотят взять на себя функцию приобщения к игре.
Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.
Одной из главных причин вытеснения игры из дошкольного образования является подмена игры как детской деятельности игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчеркивается. Однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью, а средством обучения.
В связи с этим хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.
Прежде всего, настоящая игра- это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут наблюдать, участвовать в ней на равных правах или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, почувствовать себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и субъектности.
В отличие от этого использования игровых приемов обучения предполагает ведущую роль и прямое руководство взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции педагога, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр. Все это никак не ведет к развитию инициативности самостоятельности ребенка (а значит его личности, но способствует формированию зависимости от указаний и инструкций взрослого.
Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию, выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила. Они сами хотят действовать правильно в соответствии со своими представлениями о должном.
Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмечают и психологи, и педагоги. Среди них можно выделить следующие:
-ситуативность поведения, зависимость от предметного окружения и в воспринимаемой ситуации; данная черта характерна для детей раннего возраста (до 3-х лет); в дошкольном возрасте невозможность создания своего замысла – это признак задержки развития;
-невозможность самоорганизации детей, зависимость от взрослого – без указаний взрослых и без прямого руководства дети не могут найти содержательного занятия, скучают или «бесятся»;
-дефицит воображения и внутреннего плана действия – дошкольники не могут придумать сюжет игры или сочинить историю, или нарисовать что-то, отличное от образца;
-недоразвитие воли и произвольности – дети не управляют своим поведением, они могут что-то делать только при прямом руководстве взрослых.
Все это вызывает естественную тревогу и побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.
Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры.
Прежде всего, это- открытость образовательной программы. В настоящее время дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательных занятий, предписанных программой. Их деятельность переструктурирована и запрограммирована, каждый шаг и каждый час расписаны и предписаны. Ни взрослые, ни дети не имеют возможности выбрать занятия и материалы для собственной активности.
Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно-пространственная среда.
Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность. Данное понятие трудно определить, хотя оно является базой составляющей квалификации дошкольного педагога. Прежде всего, это-креативность развитое воображение : умение придумать сюжет, по-новому увидеть ситуацию, придать новое значение знакомым предметам.
Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации.
Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Литература
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966.№6.-С. 5-15.
2. Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников// Культурно-историческая психология. 2011.№4.-С. 38-44.
3. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность современных дошкольников// Вопросы психологии. 2004.№1.-С. 12-20.
4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников// Вопросы психологии. 2013.№2.-С. 15-24.
5. Соколова М. В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста// Современное дошкольное образование. 2012.№6.-С. 7-13.