Получи документы

Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании

Татьяна Башлаева
Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. По мнению врача-педагога Е. А. Аркина: "Интеллект, чувства и эмоции возбуждаются к жизни движениями".

Сохранение и укрепление здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. По мнению ведущих психологов, врачей в нашей стране наблюдается возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, разрушающе действуют на психику детей и на здоровье в целом. Так в России, более 60 % наших детей находиться на грани нервного срыва, что является основной причиной необычного (девиантного) поведения детей; они или гиперактивны (перевозбуждены, агрессивны, или гиперпассивны (в состоянии угнетения, депрессии, аутизма, фобий).

Публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании» размещена в разделах

В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация должна осуществляться при активном участии образовательных учреждений, в том числе и ДОУ. Назрела необходимость введения здоровьесберегающей педагогики в работу с детьми.

Современная жизнь ставит новые проблемы и перед музыкальным воспитанием в детском саду. Одна из основных задач работы нашего дошкольного отделения - внедрение в воспитательно- образовательный процесс новых педагогических здоровьесберегающих технологий. В процессе музыкального образования хорошим подспорьем в этом направлении является логоритмика.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей. Урегулировать неправильные и лишние движения.

Психологи указывают, что организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, фантазию, память, речь, внутреннюю собранность, а так же укрепляет физическое здоровье детей.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи слова, музыки и движения. То есть - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыку. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге - адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Помимо развития речи, логоритмические упражнения помогают укреплению костно-мышечнного аппарата, развивают дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия. Так же развиваются: правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его физическое здоровье.

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование, но внедрить в музыкальную образовательную деятельность элементы логоритмики под силу и музыкальному руководителю, в совместной работе с воспитателем.

В процессе музыкальной деятельности с элементами логоритмики формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Структура логоритмической деятельности включает в себя развитие:

Памяти;

Внимания;

Оптико-пространственных функций;

Слуховых функций;

Двигательной сферы;

Ручной моторики;

Артикуляционной моторики;

Речевой функциональной системы;

Звукопроизношения.

Логоритмика включает в себя:

Пальчиковые игры;

Самомассаж;

Различные виды ходьбы и бега под музыку;

Стихотворения, сопровождаемые движениями;

Логопедическую гимнастику;

Образные игры – превращения;

Танцы и пляски под ритмодекламацию или пение взрослого,

Ритмические игры;

Упражнения на релаксацию под музыку (психогимнастика, ритмопластика,

Музыкальные игры;

Пение с ритмическими движениями.

В результате логоритмической деятельности реализуются следующие задачи:

Укрепляется здоровье и повышается работоспособность детей;

Повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

Совершенствуются основные виды движений;

Создается разносторонняя база движений и жестов у детей;

Эффективно развиваются двигательные способности;

Раскрывается творческий потенциал ребенка;

Через двигательно-игровую деятельность развивается эмоциональность;

Формируется выразительность движений;

Развивается двигательное воображение и творческая фантазия;

Формируется правильная осанка;

Развивается музыкальный слух и чувство ритма;

Приобретаются музыкальные знания у детей.

Наша практика показывает, что регулярное проведение музыкальной деятельности с использованием логоритмики, способствует физическому развитию детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Принципы работы мы реализуем в поэтапности, в учете возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной сферы. Так же используем принцип последовательности, принцип постепенного усложнения и повторяемости материала.

Говоря о музыкальной деятельности с элементами логоритмики, не возможно не сказать о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Чем гармоничней творческий союз педагогов, тем выше уровень знаний и умений воспитанников, тем выше результат детской деятельности. Для реализации логоритмики в образовательном процессе музыкальный руководитель обеспечивает музыку и речь. Со стороны воспитателя требуется - речь и движения, которые являются показательной основой для детей.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна “…предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов”.

Тот опыт и материал, который получает воспитатель от музыкального руководителя (т. е. - элементы логоритмики, он использует в совместной деятельности с детьми и при проведении режимных моментов. Такая комплексная форма работы предупреждает речевые нарушения у детей, способствует развитию их физического здоровья, и их личности в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение.

Использование здоровьесберегающей технологии «бодрящая гимнастика» в младшем дошкольном возрасте Сегодня я хочу вам презентацию на тему «Использование здоровье сберегающей технологии бодрящая гимнастика». Использование здоровьесберегающей.

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС. 1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Современные методы здоровьесберегающей деятельности в образовании и в практике учителя-логопеда Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:.

Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Каждый человек в жизни должен найти то дело, каким было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 14:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Башлаева (УИ 662437) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД