Татьяна Башлаева
Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. По мнению врача-педагога Е. А. Аркина: "Интеллект, чувства и эмоции возбуждаются к жизни движениями".
Сохранение и укрепление здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. По мнению ведущих психологов, врачей в нашей стране наблюдается возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, разрушающе действуют на психику детей и на здоровье в целом. Так в России, более 60 % наших детей находиться на грани нервного срыва, что является основной причиной необычного (девиантного) поведения детей; они или гиперактивны (перевозбуждены, агрессивны, или гиперпассивны (в состоянии угнетения, депрессии, аутизма, фобий).
Публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация должна осуществляться при активном участии образовательных учреждений, в том числе и ДОУ. Назрела необходимость введения здоровьесберегающей педагогики в работу с детьми.
Современная жизнь ставит новые проблемы и перед музыкальным воспитанием в детском саду. Одна из основных задач работы нашего дошкольного отделения - внедрение в воспитательно- образовательный процесс новых педагогических здоровьесберегающих технологий. В процессе музыкального образования хорошим подспорьем в этом направлении является логоритмика.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей. Урегулировать неправильные и лишние движения.
Психологи указывают, что организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, фантазию, память, речь, внутреннюю собранность, а так же укрепляет физическое здоровье детей.
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи слова, музыки и движения. То есть - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыку. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге - адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Помимо развития речи, логоритмические упражнения помогают укреплению костно-мышечнного аппарата, развивают дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия. Так же развиваются: правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его физическое здоровье.
Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование, но внедрить в музыкальную образовательную деятельность элементы логоритмики под силу и музыкальному руководителю, в совместной работе с воспитателем.
В процессе музыкальной деятельности с элементами логоритмики формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Структура логоритмической деятельности включает в себя развитие:
Памяти;
Внимания;
Оптико-пространственных функций;
Слуховых функций;
Двигательной сферы;
Ручной моторики;
Артикуляционной моторики;
Речевой функциональной системы;
Звукопроизношения.
Логоритмика включает в себя:
Пальчиковые игры;
Самомассаж;
Различные виды ходьбы и бега под музыку;
Стихотворения, сопровождаемые движениями;
Логопедическую гимнастику;
Образные игры – превращения;
Танцы и пляски под ритмодекламацию или пение взрослого,
Ритмические игры;
Упражнения на релаксацию под музыку (психогимнастика, ритмопластика,
Музыкальные игры;
Пение с ритмическими движениями.
В результате логоритмической деятельности реализуются следующие задачи:
Укрепляется здоровье и повышается работоспособность детей;
Повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
Совершенствуются основные виды движений;
Создается разносторонняя база движений и жестов у детей;
Эффективно развиваются двигательные способности;
Раскрывается творческий потенциал ребенка;
Через двигательно-игровую деятельность развивается эмоциональность;
Формируется выразительность движений;
Развивается двигательное воображение и творческая фантазия;
Формируется правильная осанка;
Развивается музыкальный слух и чувство ритма;
Приобретаются музыкальные знания у детей.
Наша практика показывает, что регулярное проведение музыкальной деятельности с использованием логоритмики, способствует физическому развитию детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Принципы работы мы реализуем в поэтапности, в учете возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной сферы. Так же используем принцип последовательности, принцип постепенного усложнения и повторяемости материала.
Говоря о музыкальной деятельности с элементами логоритмики, не возможно не сказать о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Чем гармоничней творческий союз педагогов, тем выше уровень знаний и умений воспитанников, тем выше результат детской деятельности. Для реализации логоритмики в образовательном процессе музыкальный руководитель обеспечивает музыку и речь. Со стороны воспитателя требуется - речь и движения, которые являются показательной основой для детей.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна “…предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов”.
Тот опыт и материал, который получает воспитатель от музыкального руководителя (т. е. - элементы логоритмики, он использует в совместной деятельности с детьми и при проведении режимных моментов. Такая комплексная форма работы предупреждает речевые нарушения у детей, способствует развитию их физического здоровья, и их личности в целом.