Приложение МААМ

Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников

Наталья Гусева
Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня – экология, не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Необходимо помнить, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.

Публикация «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» размещена в разделах

Мы, взрослые, понимаем живое исходя опыта собственных ощущений, и в этом залог «родства» со всем, что существует на земле. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. А как он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять злодеев. Это может и происходит в действительности на территории каких-нибудь заповедников, но к ребенку прямого отношения не имеет, и лично ребенка это ни к чему не обязывает. Зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно? Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) : запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц)

Очень важно научить детей наблюдать! Моя задача – научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это и есть важнейший шаг к развитию экологической культуры. На территории нашего детского сада сохранены (хоть и не очень большие) зеленые островки, которые мы стараемся сохранить и пополнить новыми насаждениями. На участке детского сада много деревьев (ели, сосны, березы, клены, дубы, осины, кусты черноплодной рябины). Благодаря этому наши дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами (воробьи, сороки, вороны, снегири, голуби). Дети изучают, чем можно и чем нельзя кормить птиц. Совместно с ребятами и родителями мы делаем кормушки для птиц и подкармливаем их в холодное время года.

Дети узнают и выполняют основное правило наблюдения. Оно гласит так: хочешь рассмотреть птицу (белку, узнать о ее повадках – научись вести себя тихо, не кричи, не делай резких движений, не подходи близко! Благодаря этому время наблюдения увеличивается.

Кроме этого наши дети вместе с родителями принимают активное участие в творческих конкурсах в детском саду: «Дары осени», «Осенние причуды», «Зимушка – волшебница», «Зимняя сказка» и т. д. Эта совместная работа сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает, что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители.

Предметно-развивающая среда обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудован экологический центр, который разбит на зоны: живой уголок, «научная лаборатория», уголок познавательной деятельности. В лаборатории дети превращаются в ученых, проводящих опыты, эксперименты, наблюдения. Младшие дошкольники очень любят играть в «центре воды и песка».

В уголке познавательной деятельности собраны экологические игры – «Найди дерево по листочку», «Что будет, если…», «Что хорошо, что плохо», «Времена года», модели, энциклопедии, календари погоды, альбомы – «Домашние животные и дикие звери», «Времена года», «Мои домашние любимцы», «Дары осени», «Что растет в лесу». Чтобы воздействовать на чувства детей, очень действенным методом оказалось ведение «Книги жалоб из леса», благодаря которой дети учатся сопереживать животным и растениям и стараться не обижать, не причинять боль живому.

Что бы пробудить в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, мы ввели «Панораму добрых дел» и регулярно с ней работаем. Это такой информационный стенд, в котором фиксируются и отслеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Ожидаемые результаты:

- Продолжается развитие личности неравнодушной с эмоционально-целостным эстетическим отношением к миру.

- Формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

- Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приходит понимание необходимости бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Тематическая неделя «Воспитание доброго отношения к домашним животным»Тематическая неделя «Воспитание доброго отношения к домашним животным» В самом начале лета в нашем детском саду прошла тематическая неделя по теме: "Воспитание доброго отношения к нашим меньшим братьям". Воспитание.

Анкета для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам Уважаемые родители! В дошкольном образовательном учреждении, которое посещает ваш ребенок, особое внимание уделяется вопросам приобщения.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 10:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гусева (УИ 724488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД