Алина Юрпольская
Воспитание культуры поведения (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач воспитания детей первой младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно – гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретет индивидуальный подход к каждому ребенку.
Публикация «Воспитание культуры поведения (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Младшая группа
- Темочки
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность постоянных контактах с взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Оно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. Е. в коллективе. Не менее важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им, позднее – и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым – все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в первой младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно – гигиенических навыков – опрятности, аккуратности быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и т. д., доставляет ребенку радость; дети осваивают, как и в какой последовательности надо делать.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому в начале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыков торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно – эмоциональный настрой.
Чтобы добиться эффективных результатов в своей работе мы часто используем такой способ – как игра (с куклой, с водой и т. п.). Такие игры в тоже время позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов.
Через игры – инсценировки, игры – упражнения, коллективные игры воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, что дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Проводятся такие игры и первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например, игру «Мы умываемся» модно проводить после завтрака, ужина перед приходом родителей. Местом проведения могут быть групповая, игровая или где дети непосредственно умываются.
Длительность игр определяется их задачами и содержанием, целесообразно проводить их по подгруппам 10 – 12 человек, так как работа со всей группой одновременно не дает желаемого результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя обращенную ко всем.
Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, играм следует придавать максимальную значимость. Что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда при этом присутствует дети старшего возраста, показывают непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого общения (подать стул, поздороваться и т. д.).
В таких играх как правило, часто используются игрушки (кукла, мишка, зайчик) : «Кукла Таня у нас в гостях»; «Умоем куклу Таню», «Поможем Мишке одеться на прогулку» и т. д. Но не стоит забывать и про предмет, действия которого показывает воспитатель, например как следует держать ложку, как правильно пользоваться расческой и зеркалом, платком.
Показанные и освоенные с детьми действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. Формирование нравственных качеств – важный и сложный компонент воспитания культуры поведения.