Получи документы

Воспитание культуры речи у дошкольников

Наталия Другова
Воспитание культуры речи у дошкольников

Воспитание культуры речи у дошкольников

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придаётся проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи как центрального звена развития ребёнка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и чётко говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Публикация «Воспитание культуры речи у дошкольников» размещена в разделах

Культура общения обязательно предполагает культуру речи - это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.

Наблюдая у воспитанников проблемы, связанные с нарушением культуры речи, необходимо исправить сложившуюся ситуацию формированием знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей с взрослыми и сверстниками.

Для решения поставленных задач, в группе нужно создать следующие условия:

- введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения, объяснение их значения;

- формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

А что же мы понимаем под культурой общения?

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов.

Культура общения предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон.

В своей работе регулярно использую различные формы, методы и приемы работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей с взрослыми и сверстниками. Считаю необходимым сочетание словесных методов с наглядными и практическими приёмам.

Особое внимание уделяю:

-игровым обучающим ситуациям, в основе которых лежит ролевой принцип, то есть Собеседники (дети исполняют определённые роли, должны осознать свои ролевые позиции; (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д.) и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации, этикетные формулы.

- также работа строится и на заучивании «вежливых» стихотворений, таким образом, использую их для напоминания формул прощания, приветствия, благодарности.

- ежедневно в своей работе использую художественную литературу, в которой содержится богатый материал, раскрывающий нормы речевого общения.

- в диалогической беседе при обсуждении литературных произведений происходит знакомство детей с речевым этикетом, с нравственными нормами.

- драматизация произведений

-конечно же сюжетно ролевые игры, в процессе которых развиваются речевые способности; духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Работа, проводимая в группе с детьми, должна найти своё продолжение в семье. Для этого использую совместную деятельность детей с родителями в сочинении рассказов о добрых поступках, чуткости. Для закрепления полученных результатов в семье, провожу дополнительную работу с родителями, направленную на повышение их воспитательной активности :

- проводятся индивидуальные беседы с родителями;

- круглый стол на тему «Речевой этикет и культура поведения в общении»;

- консультации «Учимся общаться с ребенком», «Языки любви», «Плохие» слова»;

- родительское собрание «Воспитываем добротой».

Переходя на современный уровень дошкольного образования в соответствии с задачами ФГОС речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте.

Социально-коммуникативная область ставит задачи развития общения и взаимодействия ребё нка с взрослыми и сверстниками:

- создавать общую атмосферу доброжелательности;

- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, чаще использовать поощрение и поддержку;

- закладывать групповые традиции;

- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми, и людьми пожилого возраста;

- содействовать становлению доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;

- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры;

- удовлетворять потребности каждого ребёнка

Таким образом, в результате проведённой работы дети не только приобретают знания норм речевого этикета с взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях. Обогащается лексический запас, дети применяют этикетные стереотипы: советы, извинения, одобрения, комплименты. Заметные сдвиги происходят в отношениях между детьми и родителями. Дети теплее стали относиться к взрослым, ласковее.

Для эффективного формирования культуры общения у своих воспитанников свою работу строю в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия).

И в заключении, хочется сказать, что вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.

Публикации по теме:

Беседа с родителями на тему «Воспитание культуры общения у дошкольников» Беседа с родителями на тему: "Воспитание культуры общения у дошкольников" Цель: 1) Повысить эффективность делового, профессионального и.

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.

Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры дошкольников» «Воспитание экологической культуры дошкольников»«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего.

Консультация «Воспитание культуры поведения у дошкольников» «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Детство – важнейший период этой самой «человеческой» жизни. Не подготовка к будущему, а.

Родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитание культуры поведения у дошкольников Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Время проведения:.

Воспитание культуры поведения у дошкольников. Консультация Консультация: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Гончарова Г. В., воспитатель МБДОУ детский сад КВ№42 г. Воронеж Воспитание.

Воспитание у дошкольников культуры межнационального общения ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Мамедова Е. В., Ковалева Л. А., Вычужина О. Э., Гребенчук Т. В. «Живи с другими.

Воспитание экологической культуры дошкольников «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» Достоевский Ф. М. Любовь к природе – великое чувство. И это чувство помогает.

Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом «Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Инструктор по физической культуре Сальникова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры речи у дошкольников
Опубликовано: 14 марта 2018 в 14:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД