МААМ-картинки

Воспитание маленького патриота

Елена Мамедова
Воспитание маленького патриота

Мамедова Е. В., Ковалева Л. А., Мельникова И. А., Гейгер Н. А.

г. Иркутск

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу (поселку) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу (поселку) и родной стране.

Публикация «Воспитание маленького патриота» размещена в разделах

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

В дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С. К. Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М. С. Джунусов, И. А. Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А. П. Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

• В программах, по которым работают детские сады, определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.

• Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.

• Особенности дошкольного возраста – эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.

Исходя из вышеизложенного, нами была разработана программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина…», целью которой является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей и педагогов в ее реализации.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.

Система работы рассчитана на два года, содержание реализуется во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой, трудовой.

Программа разделена на 4 блока («Я и моя семья», «Я – иркутянин», «Моя Сибирь», «Россия – родина моя», каждый из которых, в свою очередь, имеет тематические разделы.

Данная программа знакомит ребенка с родным городом, способствует воспитанию гражданина своего города и формирования чувства гордости за свою малую Родину. Так же она помогает воспитать у дошкольников чувства признательности к его основателям, защитникам родины и людям, прославившим город.

Программа реализуется с использованием следующих форм и методов организации детской деятельности:

• циклы наблюдений и экскурсий;

• беседы;

• целевые прогулки;

• элементарные исследования;

• совместные проекты;

• проблемные ситуации;

• встречи с интересными людьми;

• выставки и экспозиции детского творчества;

• оформление альбомов и изготовление макетов.

Особое место отводится организации экскурсий в городские музеи и музеи предприятий города, поездкам по городу.

Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Дети становятся, более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.

Список использованной литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 95 с.

3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". - М., 2001. - 56 с.

4. Дьяченко О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 18-24.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 1997. - 261 с.

6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М. : Академия, 1998. - 160 с.

7. Козлова С. А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М. : Владос, 2001. - 94 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Большие права маленького ребенка»Фотоотчет «Большие права маленького ребенка» Едва родившись, каждый ребенок получает право на жизнь, право на личную неприкосновенность, согласно которому никто не смеет обидеть его,.

Воспитание гражданина и патриота через ознакомление детей с историей России «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости.

Детская литература в жизни маленького ребёнка. Заложенные в раннем дошкольном возрасте образовательные ценности: нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный.

Фотоотчет по программе развития «Детский сад маленького патриота». Проект «Народные умельцы»Фотоотчет по программе развития «Детский сад маленького патриота». Проект «Народные умельцы» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Зрячева Наталия Валентиновна МБДОУ детский сад №3 р. п. Тумботино В нашем ДОУ.

Воспитание гражданина и патриота в ДОУ. Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России» Цель занятия: Воспитание гражданина и патриота своей страны. Задачи: Воспитание любви и уважения к Родине - России, к своей нации. Познакомить.

Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина» Нетрадиционный формы работы с родителя. Буклеты Тема: «Воспитание маленького гражданина» Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой.

Приключения маленького змея. 2 часть. Сказка 4 глава Волк и Собака, рыская по городу, искали повсюду Машеньку, но не нашли. Они забежали в парк. В парке гуляли дети, веселились, и вдруг.

Сказка «Приключения маленького змея». 1-я часть Глава 1 Далеко-далеко, за высокими скалистыми горами, в Царстве Злоудина, жил — поживал Маленький Змей Горыныч. Правил этой страной Великий.

Растим маленького эколога Перед педагогами всех дошкольных учреждений стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе, но и максимльно.

Рекомендации родителям «Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание маленького патриота
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 15:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД