Папки-передвижки

Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Татьяна Скопцова
Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Дошкольное детство – это особый период в развитии личности, когда ребенок осваивает жизненное пространство с опорой на ценности и быстро приобретаемый жизненный опыт.

За последние двадцать пять лет в российском обществе наблюдается процесс отчуждения детей и родителей, в определенной мере разрыв между поколениями. С одной стороны, повышенная занятость родителей (А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин). С другой стороны, благодаря изменившимся экономическим условиям, достижениям техники (усиленного внедрения в повседневность компьютера, мобильного телефона, электронных игровых средств) другими стали не только интересы самих дошкольников, но и изменились дети, изменилось наполнение и содержание игровой деятельности ребенка – игра стала воспитывать индивидуума.

Публикация «Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Как отмечает в своем исследовании Гудрева О. В. : «Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние годы произошли существенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира и особенности их психического развития». [5].

Советский психолог Д. Б. Эльконин в своем значительном труде «Психология игры» определил 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка [8] Он писал: «Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам».

Многие психологи, ученые-педагоги, философы, такие как: Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Дж. Леви, Р. Кайц, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинский, Й. Хейзинги и др. заложили основы общетеоретического подхода к содержанию и организации нравственного воспитания детей в игровой деятельности.

Н. Г. Алексеева, Б. Г. Ананьев, В. М. Демин, М. С. Каган, В. И. Устиненко, ГЛ. Щедровицкий и др. постоянно обращались к детальному изучению теории игры, к философско-методологического ее аспекта.

Н. П. Аникеева, О. С. Газман, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, И. И. Фришман, Г. Т. Черный, С. А. Шмаков и многие др. считали игру средством формирования личности, развития ее нравственных потенциалов.

В связи с этим, нами была разработана программа для старшего дошкольного возраста. Основным направлением в ходе разработке программы социально-педагогических мероприятий, мы взяли непосредственно игровую деятельность. Программа «Мы – дети России» включает в себя три блока игр: русские национальные игры, игры, направленные на осознание связи человека и природы и патриотические игры. Программа включает в себя такие формы работы как игра, игра по станциям, досуговое мероприятие и беседа (в ходе предварительной работы перед некоторыми играми). Мы определили ожидаемые результаты и возможные риски.

В ходе апробации данной программы мы выявили такие результаты:

- у детей расширился кругозор в разнообразии игр, что способствовало их творчеству в ходе самостоятельной игровой деятельности,

- исследуемые дети, получив знания об особенностях и культурных традициях русского народа, стали самостоятельно интересоваться более глубоко национальными особенностями русского народа в других сферах познания, например, в декоративно-прикладном творчестве, в быту русских крестьян, истории появления некоторых праздников, например, Масленица,

- у детей улучшились такие психические процессы, как память, мышление, воображение, восприятия,

- конфликтные ситуации в группе резко уменьшились, дети научились самостоятельно решать конфликты,

- сформировалось чувство коллективизма в исследуемой группе.

Таким образом, можно считать, что наши ожидания подтвердились. Однако дальнейшая работа может быть продолжена в рамках следующих вопросов: совершенствование программы для всех возрастных групп дошкольного возраста, корректировка подборки игр, а также поиск новых средств, форм и методов использования игры в нравственном воспитании дошкольников.

Список литературы:

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер. 2010 - 464 с.

Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. М., 1980. -112 с.

Воспитателю о детской игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 2010. – 130 с.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. СПб, Питер, 2001. С. 56-79.

Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. - 23 с.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 176 с.

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

Эльконин Д. Б., Психология игры. - 2-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 11 января 2023 в 13:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скопцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД