Галина Пименова
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, направленную на развитие у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, который включает в себя любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Исходя из этого, данная работа включает в себя целый комплекс задач:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в труде – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, которое имеет немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и со страной, с ее столицей, символами.
Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей может быть представлена такой схемой:
Семья - Детский сад - Родная улица -Родной поселок - Страна (ее столица, символика) - Права и обязанности
Безусловно, эта схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: впечатления о природе и мире животных, о труде людей, традициях, общественных событиях и т. д.
Любой край, область, даже небольшая деревня особенны. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно патриотических чувств. Мной составлен тематический план по воспитанию нравственно патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Свою работу по воспитанию патриотических чувств у детей старше – подготовительной группы я начинаю с закрепления знаний полученных в младших группах о своей семье, доме. В ходе этой работы мы развиваем у детей самопознание, воспитываем уважение к себе и членам своей семьи, помогаем ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки, учим ориентироваться в родственных отношениях. Параллельно дети получают знания о представителях различных профессий, их труде через знания о работе своих родных и близких. Также дети знакомятся с профессиями работников детского сада. В ходе этих знаний дети учатся уважать труд людей, которые находятся рядом с ними дома и в детском саду. Для того, чтобы воспитать у детей чувство любви к своей Родине я знакомлю их с родным краем, где они живут, его природой, животным и растительным миром, с людьми труда, которые живут в нашем поселке, их творчеством, с историей и культурой своей малой Родины. Эти знания дети получают в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также на прогулках, в ходе экскурсий, игр, процессе труда, беседах, наблюдениях и другой деятельности.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Каждый объект природы по-своему привлекателен. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного и игрового творчества. Возникает интерес больше узнать о природе своего родного края, а также желание беречь и охранять ее.
Для воспитания у детей чувства патриотизма я также знакомлю их с народным творчеством. Народная мудрость, заключенная в произведениях устного народного творчества на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант своего народа, любовь к родному языку. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно – прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, плетение кружев и т. д. Знакомим мы детей и с произведениями местных народных умельцев: с картинами художницы Тимофеевой Н. К., вышивками Образцовой И. Б. и Некрасовой А. И.
Рассказывая детям о других странах и народах, которые в них живут, их обычаях и традициях, мы воспитываем у детей чувства уважения к трудящимся всех национальностей.
Для того, чтобы человек любил свою Родину, нужно чтобы он знал о ней. Поэтому в старшем дошкольном возрасте я формирую у детей запас знаний о своей стране, ее столице, о культуре своего народа, ее защитниках, символах (гербе, флаге, гимне). Все эти знания дети получают во время учебной деятельности и в повседневной жизни.