Папки-передвижки

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Елена Дьячкова
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

«У того, кто не помнит своей истории - нет будущего»

А. С. Пушкин

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

Публикация «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах

Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом не только школьного, но и дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.

Можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.

Сегодня воспитание гражданина-патриота – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны.

Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям».

Развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых и происходит под влиянием близкого окружения – родителей и педагогов.

Главное условие успеха работы – добровольность и взаимная заинтересованность.

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать воспитателю при работе с детьми и их родителями.

Итак, делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы закончить следующими словами: важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.

Задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет, своим народом.

ПРОЕКТ "Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!"

Цель проекта:

Воспитание достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, своим народом.

Задачи проекта:

Содействовать накоплению социального опыта жизни в своем Отечестве

Формировать основы гражданственности

Развивать познавательный интерес к истории своей Родины

Воспитывать уважение прошлому своего Отечества

Формировать позитивное отношение к прошлому и настоящему России

Развивать высшие нравственные чувства

Вид проекта:

долгосрочный (1-2 года)

Описание проекта:

В основе проекта лежит идея погружения детей в историю прошлого Страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать полученную информацию.

Проект имеет три этапа реализации: подготовительный,основной, заключительный.

Проект, включает в себя ряд тематических блоков, позволяющих комплексно решать задачи познавательного развития, художественно – эстетического воспитания, проблемы социализации и коммуникации личности дошкольника через использование эффективных, инновационных форм работы с детьми: занятия и беседы, презентации и слайдовые показы, интегрированные занятия и музыкально-литературные композиции, подвижные и сюжетно-ролевые игры, физкультурные праздники и соревнования.

Проектом предусмотрено новое направление работы с дошкольниками – поисковая архивная деятельность и тесное сотрудничество с городским Советом ветеранов.

В ходе реализации проекта для каждого участника решались разнообразные цели:

Дети

расширение познавательного интереса и накопление аксиологического опыта в рамках проекта

Родители

гарантия качества полученных умений и навыков воспитанниками ДОУ.

Педагоги

повышение педагогического мастерства и обогащение

педагогического опыта в области формирования

гражданственной позиции дошкольников

МБДОУ

повышение качества образования в целом, повышение

имиджа среди ДОУ города.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание

бережного отношения к истории, культуре, наследию России.

2. Повышение познавательного интереса дошкольников к истории Родины

формирование основ гражданской позиции.

3. Накопление практического материала (методического, диагностического) по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию.

4. Повышение педагогического мастерства воспитателей МДОУ,

творческого потенциала, уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.

5. Повышение заинтересованности и активности родителей в

сотрудничестве с МБДОУ.

Подготовительный этап

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагогов учреждения, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей

* Анкетирование родителей (этнотолерантность)

* Проведение родительского собрания

* Консультации для родителей

* Консультации для специалистов

* Чтение рассказов и стихов о войне

* Изготовление альбомов для рассматривания:

«Красота русской земли»

«Защитники земли русской»

«Военачальники»

«Дети-герои»

«Советские художники о войне»

«Советские плакаты»

«Военная техника»

«Награды Победы»

* Создание картотеки игр:

игры народов разной национальности;

сюжетно-ролевые – «На рейде», «Пограничники», «Разведчики», «Летчики».

подвижные игры – «Разведчики», «Разминируй поле», «Сбей вражеский самолет», «Преодолей препятствие»

игры-эстафеты – «Военный госпиталь», «В тылу врага», «Разведка», «Радисты-шифровальщики», «Снайперы»

* Подбор книг для мини-библиотеки

* Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Основной этап

Цель: Формировать понимание роли идейно-нравственного содержания исторического пути Страны в жизни общества. Углублять знания об исторических корнях и традициях народа на эмоциональном уровне. Воспитывать бережное отношение к истории, культуре и наследию России.

Конкурс чтецов (стихи о войне и победе)

Составление кроссвордов

Изготовление подарков и пригласительных открыток ветеранам

Создание композиции «Панорама битвы»

Тематические композиции для родителей с участием детей:

«Час Памяти» (Ленинград, Сталинград, Победная весна)

Организация игровой деятельности

Слушание музыкальных произведений военных лет

Совместная деятельность с МБДОУ № 109

Экскурсия «Митинг «9 мая» (Машгородок, праздничный салют.

Составление писем на фронт

Поисковая деятельность «Семейный архив»

Промежуточное анкетирование родителей (патриотизм)

* Беседы: «Города моей страны»

«Пословицы и поговорки военных лет»

* Презентации: «Красота земли Русской»

«Парад Победы»

«К ним кто-то приносит букеты цветов»

«Военная техника»

* Интеграция познавательных занятий в различные виды деятельности:

«Дети и война»

«Лица Победы»

«Награды Победы»

«Фронтовое письмо»

«Победная весна»

«Парады Красной площади»

«У войны неженское лицо»

* Цикл познавательных занятий Города-герои:

«Оборона Москвы»

«Блокада Ленинграда»

«Битва за Сталинград»

* Оформление выставки детских рисунков «Великие сражения глазами детей»

* Интегрированное занятие «Письмо с фронта»

«История «Георгиевской ленты»

Завершающий этап

Цель: Способствовать сохранению исторической преемственности поколений и формированию понимания важных качеств личности; гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

* Оформление инструментария по выявлению уровня осведомленности детей по результатам проектной деятельности

* Оформление выставки по результатам поисковой деятельности

«Они подарили нам жизнь»

* Проведение спортивного праздника «Зарница»

* Музыкально-литературная композиция «Победная весна»

* Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов.

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Опубликовано: 28 ноября 2012 в 19:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД