Лучший педагог года

Воспитание привычек у дошкольника

Елена Багно
Воспитание привычек у дошкольника

Воспитание привычек у дошкольника

Подготовила:

Багно Е. Н., воспитатель

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему

взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т. д.) и

приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Публикация «Воспитание привычек у дошкольника» размещена в разделах

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминая, третьи – только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.

Например: Сережа входит в группу и сразу направляется к игрушкам.

Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: «Я уже здоровался там…» и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет Сереже, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей – их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.

Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует

считать важнейшим правилом воспитания : «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».

Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.

Когда же нужно начинать воспитывать аккуратность и опрятность у

малыша? Есть ли точные возрастные градации тех умений и навыков, которыми должен овладевать ребенок? Безусловно, есть. Но народная мудрость гласит, что воспитывать малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом.

Прививая ребенку, навык опрятности, вы вместе с тем воспитываете у

него душевную щедрость, чуткость по отношению к окружающим. Это свойственно ребенку раннего возраста.

Опрятным и аккуратным ребенок должен быть по отношению к своим личным вещам, аккуратность тесно связана с культурой еды, умением самостоятельно одеваться и в таком важном моменте, как поведение в общественном транспорте. Аккуратным и опрятным ребенок должен быть и на улице. Для закрепления навыков опрятности и аккуратности детям необходимы постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует использовать любые ситуации, создавать необходимые для этого условия.

Внимательное и заботливое обращение с малышом, долгое терпение,

постоянный и неослабный контроль в сочетании с душевным теплом, дружеской поддержкой, совместной радостью по поводу пока еще маленьких побед приводят к желаемым результатам.

Культурно-гигиенические привычки (мыть руки перед едой, тщательно чистить зубы по утрам, правильно сидеть за столом, аккуратно есть и т. п.). Бытовые навыки. Ребенок уже в два года может и должен убирать свои игрушки (поначалу не слишком важно, в каком порядке он их сложил; главное, чтобы он это делал сам).

Волевые привычки культурного поведения. Сюда входят и навыки поведения за столом, и навыки общения со взрослыми, и умение общаться со сверстниками, иначе говоря, сюда входит все то, что называют «хорошими манерами», «воспитанностью».

В хороших манерах кроме прямой пользы есть дополнительный смысл: воспитание все тех же волевых привычек. Первое и главное. Воспитание волевых привычек необходимо начинать с раннего дошкольного возраста прежде всего, конечно, потому, что они составляют фундамент всей дальнейшей жизни ребенка, его учения и труда. У дошкольника ярко выражена потребность, которую В. А. Сухоминский называл «потребностью быть хорошим». Маленький ребенок очень хочет заслужить одобрение старших.

Эту его потребность и надо сделать главным рычагом в волевом воспитании. И в этом случае вовсе не потребуется пугать ребенка: «Не будешь умываться, на грязных руках заведутся микробы, и ты заболеешь!» Этот прием просто вреден, он ведет к страхам ребенка, его преувеличенному вниманию к своему здоровью. Точно так же не стоит говорить ребенку, что если он не уберет игрушки, то их кто-то утащит Ребенок и без того склонен многого бояться, и незачем эти страхи увеличивать. И совсем не обязательно звать на помощь волка. «Когда у тебя в комнате порядок, то мне легче, меньше придется убирать в квартире! Я так рада, что у меня хороший сын — он помогает маме»,— такие слова действуют ничуть не хуже.

Обязательное условие формирования волевых привычек в дошкольном возрасте — неукоснительное выполнение соответствующих требований. Если уж вы решили приучить ребенка к чистоте, то делать это нужно всегда, даже если вам очень некогда. Любые перерывы могут привести к тому, что привычка так и не возникнет; достаточно бывает нескольких дней, чтобы разрушить то, что создавалось месяцами. Очень хорошо, если на первых этапах формирования волевой привычки вы не просто требуете от ребенка: «Принеси, убери, вымой»,— а делаете это вместе с ним. Ребенку и легче, и веселее. Кстати, многие матери это понимают, если хотите, интуитивно и вместе с ребенком убирают игрушки («одну — ты, другую — я», моют руки («и у меня чистые, и у тебя», делают под музыку веселую гимнастику.

Но и на самых начальных этапах возникновения волевых привычек надо делать все для того, чтобы и мытье рук, и уборка постели, и уж тем более утренняя гимнастика не превращались в мученье для ребенка и нервотрепку для взрослых. Может быть, надо не всегда развлекать, но создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, радости общения, соединяющую взрослого и ребенка, необходимо всегда.

И, разумеется, если взрослые так много значат для маленьких детей, им следует быть примером для подражания. Отец, требующий от ребенка аккуратности, а сам разбрасывающий вещи как попало, вряд ли эту аккуратность воспитает.

Таким образом, к концу дошкольного детства и к началу школьного обучения у ребенка должен иметься определенный набор волевых привычек. У разных детей он может быть разным; важно только, чтобы в нем имелись привычки из всех четырех сфер саморегуляции.

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Акция «День независимости от вредных привычек» Предлагаю Вам конспект Акции "День независимости от вредных привычек". Его можно проводить как в школьном лагере, так и в социально-реабилитационных.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника «Какое… счастье получить доброе истинно-христианское воспитание,.

Гендерное воспитание дошкольника в условиях детского сада Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и в детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у детей»Консультация для родителей «Воспитание привычек у детей» Консультация для родителей: "Воспитание привычек у ребенка". Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются.

Родительское собрание «Профилактика вредных привычек» Родительское собрание на тему: Профилактика вредных привычек Сегодня перед нами стоит очень большая проблема, о который необходимо говорить.

Консультация «Стань сильным — откажись от вредных привычек!» Стань сильным - откажись от вредных привычек! "Если хочешь изменить мир, начни с себя" Конфуций Наша жизнь, как быстротечная река. Каждый.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольникаВоспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольника Культура речи включает в себя владение нормами литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребление, а также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание привычек у дошкольника
Опубликовано: 23 августа 2018 в 22:09
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД