МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника

Ольга Туголукова
Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника

«Какое… счастье получить доброе

истинно-христианское воспитание,

вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,

вступить в лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник)

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах

Музыка играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в развитии чувственных начал в маленьком человеке, обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует внутренний мир ребенка.

Музыкальное восприятие пробуждают чувства ребенка: пение рождает способность переживать настроение не только через музыкальный образ, но и посредством поэтического текста, побуждает детей к осмыслению духовных и нравственных начал, танец способствует выражению своих чувств и переживаний в двигательной активности ребенка, слушание музыки, воздействуя на эмоциональную сферу, помогает воспитывать душу.

Правильный подбор музыкального и песенного материала содействует развитию у детей эмоциональной сферы: выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение). Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

В нашем детском саду, ежегодно и систематически, реализуется проект «Основы христианских праздников дошкольникам», в основу которого положены краткие сведения о сути христианских праздников, нравственных нормах поведения, а так же их истории, традициях, национальных особенностях празднования. Знакомство с основами христианства проводится в форме беседы и просмотра детьми мультипликационных фильмов, презентаций, слушания песнопений и колокольного звона. Большое влияние оказывают на детей подобранные мной по этой теме песни и танцевальные композиции. Первоначальные понятия даются детям уже в младшей группе. После просмотра мультфильма о сотворении мира Богом, они разучивают песенку «Бог сотворил меня», размышляя над текстом которой мы говорим с детьми об уникальности и неповторимости каждого мальчика или девочки. Заканчивается песенка словами «Бог сотворил всех нас!», после которых дети могут просто обнять друг друга. О том, что Бог всегда все видит и заботится о каждом из них поется в следующей песенке:

«На ладони Божьей птичку не пугает зло,

На ладони Божьей человеку так светло,

Каждый найдет там место, маленький и большой

и никому не тесно на ладони чудной той!» Слова этой простой песенки дают чувство защищенности и покоя, исполняется песенка с движениями по тексту.

В средней группе я уж начинаю использовать театрализацию. В мини спектаклях «Благодарный заяц», «Маша и рукавички», «Рождественский теремок» поднимаются темы взаимопомощи и сострадания, песенный репертуар «Яркая звездочка», «Праздник воскресенья» уже несет в себе информацию о праздниках Рождество и Пасха.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют ясное представление о сотворении мира, Рождестве Христовом и Светлом воскресении. В процессе подготовки к этим праздникам используются театральные постановки, песенный репертуар с глубоким духовным смыслом, культивирующий такие качества личности как доброта, сострадание, бескорыстная помощь, милосердие. В танцевальном творчестве детей к основным христианским праздникам использую песенное сопровождение: «Новая звезда» Юрия Верижникова, «Детская молитва», репертуар детской вокальной студии «Снежинка».

Вовлечение детей в театральные постановки заставляет их задуматься о нравственных ценностях. «Я не хочу исполнять роль Аленушки, потому что она не помогла зайчику и мишке» - сказала мне главная героиня пасхального спектакля, но узнав, что в конце сказки Аленушка исправилась в своем поведении, попросила прощения и стала послушной, девочка согласилась.

Театральная постановка «История накануне Пасхи» помогает детям осознать ценность взаимопомощи и милосердия. Этот спектакль рассказывает о двух вдовицах и страннике, который собирал милостыню для погорельцев. Пожалела своего добра жадная девица, отдала лишь старую калошу, а добрая от чистого сердца отдала все что имела. Случился пожар, и дома их сгорели, и остались вдовицы только с тем, что отдали страннику. У доброй сохранилось все, а жадная осталась ни с чем. Осознала жадная вдовица всю плачевность своего поступка и горько заплакала. Но пожалела ее добрая девица, простил её странник, и как вывод прозвучали слова:

Что пожалеешь — то вовек сгорит,

А что отдашь — то золотом стоит!

Глубока по смыслу и другая история про Макара, который в Пасху Бога в гости ждал, да только пришедшего помириться соседа - прогнал, нищей старушке Макар не помог, и голодную собаку не пустил на порог. Не знал Макар что Бог «…по-всякому приходить может». Попросил Макар прощения у Бога и приютил в своем доме страждущих девушек, оставшихся без крова. Закончилась театральная постановка финальной песней, в которой прозвучали такие слова: «Так дано много, так легка трата, возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим ложку. Так уж Всевышний создал: мы - люди, не когда дышим, а когда любим».

Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок принимает активное участие. Нужно отметить, что этот проект не перегружен назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей.

Работа по нравственному воспитанию в рамках проекта не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, показывают подарки, полученные в ходе праздников, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома. Хочется отметить необходимость и в предварительной работе с ребятами перед праздниками Рождества, Пасхи. Воспитатели детям читали художественные произведения к празднику, учили с ними стихи, беседовали о семейных традициях, рассматривали картины, иллюстрации. На музыкальных занятиях дети имели возможность прослушать церковные песнопения, колокольный звон, духовную музыку в исполнение на органе. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Таким образом, последовательная, систематическая, грамотно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию в музыкальной деятельности воспитанников способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к окружающим людям, формирует личностные качества маленького человека, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преображать окружающий мир.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности Введение «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколенияДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения «В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок.

Проект «Духовно-нравственное воспитание» Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Каргопольский детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 11:01
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД