Получи документы

Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине средствами природы

Елена Хренова
Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине средствами природы

Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна родина.

И охранять природу значит охранять родину.

М. М. Пришвин

Актуальность выбранной нами темы заключается в целенаправленном ознакомление ребёнка с родным краем, что является составной частью патриотических чувств дошкольников.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом населенном пункте можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Публикация «Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине средствами природы» размещена в разделах

В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно — моральных качеств и прежде всего чувства любви к родному краю, к своей малой Родине. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Перед нами стоит важная задача: организовать творческую, продуктивную, игровую деятельности детей, в которых ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости.

Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка. Развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Прежде всего необходимо поставить перед собой задачу не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее созидании. Но для решения этой задачи важно прежде всего умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне. Особенно очень важно убедить родителей продолжать начатую работу в детском саду по бережному отношению ко всему живому. В планирование учебно – воспитательного процесса мы включили региональный компонент «Наш край». Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, мы определили задачи этой работы:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;

- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;

- воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;

-учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках.

В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, практические (игра, труд, опыты, словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Мы решили, что будем использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки. Как отмечает С. А. Веретенникова{1}, «ребенок, который воспитался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным».

Поэтому особое место в формировании любви к своей малой Родине мы отводим экскурсиям. Экскурсия — одна из форм общения детей с природой. На экскурсии дети получают знания о родном селе, о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети активно общаются между собой, взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх и в других видах творческой деятельности детей.

С детьми организуются прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к водоему, на огород, экологическую тропу. Мы стараемся, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое. Заранее продумываем цель, вопросы детям, игры, задания, проводим предварительную беседу с детьми. Во время прогулок в парк мы обращаем внимание детей на его красоту, приятный запах, свежесть воздуха. Учим прислушиваться к пению птиц, предлагаем определить, где они поют.

Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Ориентируясь на рекомендации Н. А. Рыжовой { 2}, на территории нашего детского сада создана экологическая тропа. Мы знакомим детей с экологической тропой нашего сада, где дети изучают объекты живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания. На экологической тропе дети могут встретить вековой дуб, который осенью делится с нами своими листьями и желудями. Его «подарки» дети с удовольствием используют в своей творческой деятельности. Здесь же дети могут увидеть маленькие ели. На экологической тропе дети могут познакомиться с лекарственными растениями (мать – и – мачеха, цикорий, подорожник, с маленькой земляничкой и клевером. Всегда рады гостям в уголка леса еж и муравей.

К работе по экологическому воспитанию активно привлекаются родители воспитанников : мы организуем выставки совместного творчества детей и родителей, персональные выставки, способствуя тем самым индивидуализации обучения. Ежегодно проводятся экологические акции «Накормите птиц зимой», «Домик для скворца». Просим родителей в свободное время посетить другие объекты природы в разные сезоны, которые мы не может посетить с детьми из-за отдаленности (поля, леса, водоемы, находящиеся за пределами села).

Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем. С детьми старшей разновозрастной группы посещаем музей, с интересом рассматриваем экспонаты и слушаем рассказы о природе Сеченовского района.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

В результате проделанной работы мы отмечаем, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Список литературы:

1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой – М. : Просвещение, 1980

2. Рыжова Н. А. Наш дом природа / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз-дидактика, 2005

Публикации по теме:

«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов Звучит песня “Малая Родина”, Д. Майданов. Входят ведущие: Автор Иван Васильевич Кашпуров. Ты бывал в Ставрополье? А ты, побывай! Радушный,.

Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине».Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Фотоочерк «Экскурсия по моей малой Родине — Брединскому району Челябинской области»Фотоочерк «Экскурсия по моей малой Родине — Брединскому району Челябинской области» Недавно мне очень понравилась публикация Елены Пономарёвой, в которой она написала очень душевное и трогательное стихотворение «Детство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине средствами природы
Опубликовано: 11 января 2020 в 22:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД