Лучший педагог года

Воспитание экологической культуры дошкольников при знакомстве с экологией родного края

Свирская
Воспитание экологической культуры дошкольников при знакомстве с экологией родного края

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

Автор: Свирская Е. Е. –педагог дополнительного образования.

Экологическое образование немыслимо вне исторически сложившихся идей, традиций народа в отношении с природой. Богатая экологическими традициями педагогическая культура, в основе которой лежат общечеловеческие нравственные ценности, существенная часть духовности коренных народов Мордовии. В воспитании этой культуры, важнейшего фактора экологической политики, большую роль играют бесценные сокровища народной педагогики, которые необходимо использовать в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста[3,12].

Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников при знакомстве с экологией родного края» размещена в разделах

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [4,9].

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека, и общества.

В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного возраста (В. П. Арсентьева, Н. Н. Вересов, Т. А. Маркова, М. Ю. Попова, в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Учитывая всё выше сказанное, воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать следующие педагогические условия:

• Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.

• Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т. е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

• Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Пономарева и др.).

Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.

Целью экологического образования является формирование у детей 6-7 лет системы экологических представлений, приобщение их к истокам народной культуры через ознакомление с обычаями, традициями мордовского народа и включение в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.

Раскрываются особенности географического положения Мордовии, климата, почвы, многообразия животного и растительного мира. Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край (эрзя, мокша, его языке, этнических особенностях, культуре, обрядах, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле - «Мастораве» («мать-земля», к окружающей живой и неживой природе, к труду; о единении с природой, приумножении ее богатств; об экологической ситуации в республике; о заповедных местах и заказниках, Красной книге. В работах мордовских ученых Н. Ф. Беляевой, Э. М. Бларакиной, М. Е. Евсевьева, А. И. Маскаева, Н. Ф. Мокшина, К. Т. Самородова, Н. В. Талдина, Э. Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы. В исследованиях Г. А. Куршевой, С. Н. Черябкиной и др., посвященных использованию мордовского фольклора в обучении детей разным видам деятельности (художественно-речевая в детских садах, экологическая в начальных и старших классах, анализируются воспитательные функции фольклора, народных традиций и их реализация в практике современной школы и дошкольных образовательных учреждений [2,89].

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста - это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях, и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосообразного поведения.

Понятие экологической культуры соединяет в себе : знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [1,63].

В основу программы экологического образования детей положены национальный и краеведческий аспекты изучения природы. Методологическим обоснованием программы послужили: педагогическая концепция воспитания (Т. Н. Волков, основанная на идеях гуманизации и демократизации педагогического процесса с учетом национальных особенностей региона; положения Закона «Об образовании» и «Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» о необходимости обогащения учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использования ее традиций.

Целью программы экологического образования является формирование у детей 6-7 лет системы экологических представлений, приобщение их к истокам народной культуры через ознакомление с обычаями, традициями мордовского народа и включение в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.

В содержании программы раскрываются особенности географического положения Мордовии, климата, почвы, многообразия животного и растительного мира. Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край (эрзя, мокша, его языке, этнических особенностях, культуре, обрядах, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле - «Мастор-аве» («мать-земля», к окружающей живой и неживой природе, к труду; о единении с природой, приумножении ее богатств; об экологической ситуации в республике; о заповедных местах и заказниках, Красной книге.

Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.

Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры.

Дошкольное экологическое образование заключается в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

В республике, по данным последней переписи населения, основными этническими группами являются русские (60,8%, мордва (32,5%, татары (4,9%). Национальные культуры этих народов, имеющие наряду с общечеловеческим содержанием национальную специфику, развиваются в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Их богатства, в частности, опыт народной педагогики, должны быть широко использованы в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Список использованных источников

1. Зыкова О. А. Экологическая культура воспитателя детского сада // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2011 №3 с. 62-65

2. Козлов В. И. Этническая экология : теория и практика Темат. сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; [Ред-кол. В. И. Козлов (отв. ред.) и др. ] М. : Наука, 1991 373с.

3. Кондратьева Т. Н. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста (по материалам республики Мордовия) : дис. М. 2006

4. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки, изд-во «ТЦ Сфера», 2014 – 96с.

Публикации по теме:

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет об экологической экскурсии «Заповедные места родного края»Фотоотчет об экологической экскурсии «Заповедные места родного края» Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на экскурсию по заповедным местам моего родного края. Карасукский район, самый южный район, Нашей области.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников при знакомстве с экологией родного края
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 10:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД