Папки-передвижки

Воспитание эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений

Анастасия Левенских
Воспитание эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений

Аннотация. В статье рассмотрена проблема воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста средствами циклических наблюдений. Уточнены понятия «эстетические чувства» и «циклические наблюдения к природе», описаны критерии и методы диагностики эстетических чувств к природе у старших дошкольников, выделены педагогические условия, способствующие успеху решения выделенной проблемы.

Публикация «Воспитание эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений» размещена в разделах

Ключевые слова: эстетическое воспитание дошкольников, эстетические чувства к природе, дети старшего дошкольного возраста, циклические наблюдения.

Актуальность темы исследования связана с тем, что старший дошкольный возраст – сенситивный период для развития эстетических чувств. Сегодня существует социально-образовательный заказ общества на воспитание эстетически культурного человека. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [7] выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», одна из задач которой – становление эстетического отношения к окружающему миру, в том числе и к природе. Эта задача решается в процессе экологического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста (С. Д. Дерябо, Л. И. Егоренко, В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, В. А. Ясвин и др.).

Сегодня существуют противоречия между:

– социальным заказом общества на выполнение системой дошкольного образования функций, связанных с воспитанием эстетических чувств у детей, развитию у них способности к взаимодействию с природой и недостаточной разработанностью эффективных методов, форм и средств, удовлетворяющих решение этих задач;

– значимостью проблемы воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста и недостаточно полным использованием потенциала циклических наблюдений как метода решения этой проблемы.

Эти противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в том, что для успешного воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений необходимо разработать специальную программу.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что использование циклических наблюдений будет положительно влиять на воспитание эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ литературы по теме исследовании я позволил уточнить основные понятия нашего исследования.

Эстетические чувства – это чувства, которые возникают от красоты окружающего мира – природы, произведений искусства.

Роль метода наблюдения в процессе воспитания эстетических чувств и эстетического отношения к природе очень велика. Умение видеть, наблюдать, чувствовать красоту природу – важное условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Циклические наблюдения – это несколько (3 и больше) планомерных наблюдений в природе за одним и тем же объектом с целью глубокого его познания, которые объединены единой целью и темой и длительны по времени (месяц и больше).

Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад № 27 «Росинка» с. Новопышминское Сухоложского района Свердловской области.

Для выявления уровня эстетических чувств у старших дошкольников использовались два критерия: 1) видение и чувствование прекрасного в природе; 2) эмоционально-чувственная отзывчивость на красоту природы.

В соответствии с этими критериями на основе рекомендаций Л. В. Школяр [8] были подобраны диагностические методики:

1) методика «Выбери музыку». Цель: определить уровень видения и чувствования прекрасного в природе с помощью музыкальных произведений;

2) беседа с детьми. Цель: определить уровень эмоционально-чувственной отзывчивости при интерпретации произведений живописи о природе.

Было проведено анкетирование, родителей, анализ результатов которого помогло установить уровень эстетических чувств к природе у детей.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий и средний уровни сформированности эстетических чувств имеют одинаковое количество старших дошкольников (по 50%). Дети любят природу, умеют видеть и чувствовать ее красоту. Уровень эстетических чувств к природе у дошкольников отвечает программным требованиям. Однако он может быть значительно повышен с помощью специально организованной деятельности, в которой основным методом являются циклические наблюдения.

Для дальнейшего воспитания эстетических чувств старших дошкольников к природе нами была разработана Программа, в которую включены три цикла наблюдений в период с сентября по февраль. Дети наблюдали за рыбками в аквариуме (8 наблюдений, за цветами крокуса (4 наблюдения) и птицами у кормушки (8 наблюдений). В ходе каждого наблюдения воспитатель прежде всего обращал внимание детей на красоту этих объектов живой природы. Методы и формы работы с детьми были разнообразными.

Так, например, в цикле наблюдений «Птицы у кормушки» проводились:

1. Ежедневное заполнение дневника наблюдений (наблюдение за внешним видом, поведением птиц, их видами).

2. Ежедневное кормление птиц.

3. Утренняя беседа «Наши пернатые друзья».

4. Дневные литературные чтения (чтение художественной литературы, отгадывание загадок и т. д.).

5. Слушание птичьих голосов в записи.

6. Выставка детских рисунков «Птицы на кормушке».

В ходе реализации специально разработанной программы по воспитанию эстетических чувств к природе у старших дошкольников в процессе циклических наблюдений нами были созданы следующие педагогические условия:

1. Воспитание эстетических чувств к природе велось на основе принципа интеграции содержания трех образовательных областей: «Познавательное развитие» – расширялись представления детей о природе, развивалась способность видеть красоту природы; «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие»воспитывалась эмоциональная отзывчивость на красоту природы – дети передавали словами и в рисунках свои чувства от красоты природы.

2. Циклические наблюдения в природе велись в совместной деятельности детей и воспитателя. Циклические наблюдения из-за того, что они ведутся за одним объектом длительное время и позволяют рассмотреть этот объект с разных сторон более эффективны, чем простые наблюдения. В нашем случае именно циклы наблюдений в природе помогли постепенно и планомерно воспитывать эстетические чувства детей, делать их устойчивыми, осознанными (а не случайными, как это может быть при простом наблюдении).

3. Специально для циклических наблюдений была организована предметно-пространственная среда – объекты наблюдений (рыбки в аквариуме, цветы крокусы, птицы) были доступны для наблюдений детей, мы делали фотографии, дети рисовали эти объекты, была организована выставка детских работ.

4. Использовался комплекс методов – рассказ, беседа, объяснение, показ, демонстрация, убеждение, поощрение и т. д.

5. Работа осуществлялась во взаимодействии с родителями. Совместно с родителями воспитатели старших групп оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», и т. д., альбом «Перелетные и зимующие птицы». Проведено родительское собрание на тему «Как научить ребенка видеть красоту природы», а также подготовили ряд консультативных материалов по данной теме.

Для оценки эффективности примененной нами программы был проведен контрольный этап. Сравнение результатов исходной и итоговой диагностики детей показали положительную динамику: произошло увеличение количества дошкольников с высоким уровнем эстетических чувств к природе. Это значит, что увеличилось количество детей, способных видеть и чувствовать прекрасное в природе и проявлять эмоционально-чувственную отзывчивость на красоту окружающего мира. Это доказало эффективность циклических наблюдений в воспитании эстетических чувств детей. Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: при правильной организации циклических наблюдений за объектами природы происходит воспитание эстетических чувств старших дошкольников.

Литература

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Д. : Феникс, 2009. – 480 с.

2. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М. : Просвещение, 2009. – 126 с.

3. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста : новые подходы и требования // Педагогика: традиции и инновации: матер. междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 50-52.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 143 с.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 127 с.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. завед. – М. : Академия, 2005. – 263 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

8. Школяр Л. В., Красильникова М. С, Критская Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М. : Флинта: Наука, 1999. – 336 с.

Публикации по теме:

Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства .

Интегрированный подход к организации прогулки в летний период Благодаря интегрированному подходу решаются задачи:Развитие творчества, мышления, воображения, внимания. Воспитание эстетических и патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 16:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД