Папки-передвижки

Воспитание здорового образа жизни с ранних лет. Задачи в работе воспитателя. Рекомендации родителям

Лариса Иванчикова
Воспитание здорового образа жизни с ранних лет. Задачи в работе воспитателя. Рекомендации родителям

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ С РАННИХ ЛЕТ

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье ребёнка –

это важнейший труд воспитания».

В. А. Сухомлинский.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Здоровый образ жизни – это деятельность. активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.

Публикация «Воспитание здорового образа жизни с ранних лет, Задачи в работе воспитателя, Рекомендации родителям» размещена в разделах

Физически здоровый и активный человек меньше поддаётся влиянию различного стресса и других факторов, которые могут повлиять на него негативно. Поэтому начинать вести здоровый образ жизни важно с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .Важно не только рассказать обо всём этом, но ещё и показать детям всё на примерах, включить их в деятельность, которая им самим интересна, чтобы они самостоятельно захотели поддерживать свои физические способности и продолжали вести здоровый образ жизни даже когда их никто не заставляет.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни – одна из основных задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.

Условия эффективности реализации задач по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ :

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- создание в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни детей раннего возраста;

- систематическая и целенаправленная работа с семьями воспитанников по внедрению здорового образа жизни.

Выделяют следующие задачи по формированию здорового образа жизни у детей раннего возраста :

1. Соблюдение режима дня и осуществление оздоровительно-закаливающих процедур.

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

3. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

4. Формирование привычки к употреблению разнообразной пищи (обеспечение сбалансированного питания).

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и повышение педагогической компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Раскроем содержание задач подробнее :

1. Большая роль в формировании здорового образа жизни у детей раннего возраста отводится соблюдению режима дня и оздоровительно-закаливающим процедурам. Именно они формируют представление детей раннего возраста о том, что полезно и что вредно для здоровья. С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим, от соблюдения которого зависит здоровье ребенка.

Оздоровительно-закаливающие процедуры осуществляются с использованием естественных факторов: воздуха, солнца и воды. Также с помощью поддержания в групповых помещениях постоянной температуры воздуха (+21-22 С); во время сна поддержание в спальне прохладной температуры (+15-16С); воздушных ванн во время одевания после сна и переодевания в течение дня. Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулки с детьми в любую погоду не менее 4-х часов (с условием соблюдения требований САНПиН, пребывание детей под прямыми лучами солнца в летнее время. После окончания прогулки в летнее время сочетание гигиенических и закаливающих процедур при умывании мытье рук и ног.

2. В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. При этом надо помнить, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ. Дети второго года жизни разделяются по психофизиологическим особенностям на две подгруппы: первая с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая – с 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой подгруппы сводится к приучению детей к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки, учат есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого, после еды благодарить взрослых (как умеют).

У второй подгруппы воспитание культурно-гигиенических навыков сводится к формированию привычки мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого приводить в порядок свою одежду, съедать положенную порцию. Это и закрепление умения тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, опрятно есть, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослого, вытирать насухо лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком, вытирать ноги у входа.

3. Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная активность, т. е. отношение человека к движениям, к физическим упражнениям, к использованию их в повседневной жизни. Для решения этой задачи разрабатывается двигательный режим и организовывается двигательная среда в группе. Для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе должна проводиться утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Помимо ежедневной утренней гимнастики с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Утреннюю гимнастику и специальные занятия физкультурой целесообразно сопровождать музыкой, детскими песенками. Детям нравятся разнообразные пособия : гремящие шарики, кубики, ленточки, платочки, яркие флажки, погремушки, колокольчики, веревочки. Все это способствует хорошему настроению детей, а следователь также формирует их представления о здоровом образе жизни.

Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; физкультминутки; инновационные технологии: проектная деятельность, бодрящая, пальчиковая и дыхательная гимнастики; самомассаж.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитателям следует широко использовать художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д.

4. Безусловно велика роль формирования у детей раннего возраста привычки к употреблению разнообразной пищи, включающей в необходимом количестве белки, жиры и углеводы, клетчатку. В ходе решения этой задачи необходимо прививать детям раннего возраста любовь к овощам, фруктам, молоку. Формировать умения понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением.

5. «Берегите здоровье смолоду - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Примеры просветительской работы и вовлечения родителей в работу по формированию ЗОЖ : консультации и беседы с родителями; проект «Здоровая и дружная семья» - формирование и сохранение здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий; фотовыставки «В здоровом теле – здоровый дух» (сезонные периоды); посещение родителями «Дней открытых дверей», «Декад здоровья», совместные с родителями спортивные развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровый ребенок – счастливы родители».

Дети – это наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых.

И в заключение памятка родителям по формированию ЗОЖ у детей:

Используемая литература:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- с. 333

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/02/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-rol-semi-v-formirovanii

https://uchkopilka.ru/dosh-obraz/item/7622-formirovanie-pervichnykh-predstavlenij-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-detej-rannego-doshkolnogo-vozrasta-20151115

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/06/07/formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detey

https://school2100.com/upload/iblock/56b/Edaeva.pdf

https://smolenceval.ucoz.ru/load/formirovanie_pervichnykh_predstavlenij_o_zdorovom_obraze_zhizni_u_detej_rannego_vozrasta/1-1-0-1

https://yandex.ru/images/search?text=фото%20закаливающие%20процедуры%20в%20ясельной%20группе&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz

Прикреплённые файлы:

prezentacija-zozh_bthct.pptx | 9189,51 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни «Формирование у детей младшего возраста основ здорового образа жизни» Слайд №1 Я, Ярасова Светлана Валентиновна, воспитатель д/с «Радуга».

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового.

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в режимных моментах ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ. Дошкольный возраст – период формирования жизненно.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. (обобщение опыта работы) Дошкольный возраст – особенно важный и.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Презентация на тему: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности Воспитатель - удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть.

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка» Проект по формированию основ здорового образа жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание здорового образа жизни с ранних лет. Задачи в работе воспитателя. Рекомендации родителям
Опубликовано: 30 апреля 2016 в 22:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД