Получи документы

Воспитательный потенциал технологий формирования ценностного отношения к труду, семье, природе, этикету

Оксана Кисарева
Воспитательный потенциал технологий формирования ценностного отношения к труду, семье, природе, этикету

Актуальность

Проблема воспитания в системе дошкольного образования подрастающего поколения в настоящее время привлекает внимание философов, психологов и педагогов. Современное общество испытывает потребность в личностях, способных ставить перед собой реальные, достижимые цели, адекватно оценивать свои возможности, активно действовать, управлять своей деятельностью, сознательно регулировать ее. Воспитание включает многогранность задач, направленных на всестороннее развитие личности дошкольника, создание условий для его самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно– нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Публикация «Воспитательный потенциал технологий формирования ценностного отношения к труду, семье, природе, этикету» размещена в разделах

В настоящее время педагогическими коллективами ДОУ интенсивно внедряется в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели формирования ценностного отношения к труду, семье, природе, этикету. Воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации направлен на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет одним из основных принципов воспитания личностно–развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и воспитанников. В этой связи видится острая необходимость обновления содержания деятельности дошкольной образовательной организации в целом и каждого педагога в частности, глубокое осмысление технологии субъектно–субъектного взаимодействия участников образовательных отношений, освоения инновационных технологий, методов, приемов воспитания детей, которые позволят сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным и оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника.

Воспитание реализуется посредством разнообразных методов, форм и средств. Главенствующими методами воспитания являются убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы–испытания, метод дилемм и рефлексия. Классификация организационных форм воспитания в рамках организации старших дошкольников включает в себя индивидуальные, групповые, массовые формы. Также можно классифицировать формы воспитания в зависимости от времени проведения, по длительности подготовки, по видам деятельности, по способу оказания воздействия педагога, по субъекту организации, в зависимости от полученного результата. Среди средств воспитания принято выделять : природу, собственную деятельность детей: игра, труд, обучение, художественная деятельность и др., общение, художественные средства и окружающую обстановку. Наиболее эффективными способами организации воспитания детей старшего дошкольного возраста являются инновационные педагогические технологии. Среди инновационных педагогических технологий выделяют наиболее популярные, которым уделяется пристальное внимание в дошкольной образовательной организации в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста: проблемные технологии, разноуровневое воспитание, технологии, относящиеся к проектной деятельности, исследовательские технологии, игровые технологии, технологии сотрудничества, информационно– коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология «портфолио».

Цели и задачи проектной работы

Создание инновационного комплекса по формированию ценностного отношения к труду, семье, природе, этикету на основе деятельностного подхода для обеспечения повышения качества образования в дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС ДО.

Задачи:

совершенствование параметров эмоционального компонента воспитанности, обуславливающего повышение уровня воспитанности старших дошкольников: обогащение системы чувств, связанных с соответствующим объектом или событием, развитие способности к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений, формирование положительного отношения детей к ценностям, нормам поведения;

совершенствование параметров когнитивного компонента воспитанности : углубление элементарных знаний и представлений в области правильного поведения;

совершенствование параметров эмоционального компонента воспитанности, обуславливающего повышение уровня воспитанности старших дошкольников. Обогащение системы чувств, связанных с соответствующим объектом или событием, развитие способности к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений, формирование положительного отношения детей к ценностям, нормам поведения;

совершенствование параметров поведенческого компонента воспитанности : освоение различных правил, норм, обычаев, выработанных в процессе общественного развития.

Этапы работы над проектом

№ Этапы Содержание

1 Выбор темы проекта • Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатор - воспитатель

2 Планирование • «Модель трёх вопросов»

(Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать)

• Составление «Паутинки»

(виды деятельности, направленные на реализацию проекта)

• Составление системной «Паутинки» (базовые знания)

• Планирование проектов (конечный продукт)

• Календарное планирование

3 Реализация проекта • Задача воспитателя : организация деятельности детей в центрах активности, оснащение их оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта

4 Презентация • Презентация конечного продукта

5 Завершение проекта • Анализ

• Подведение итогов

Выводы, сделанные в процессе работы, самостоятельные открытия авторов

В ДОУ осуществляется воспитание дошкольников по следующим направлениям:

умственное воспитание;

физическое воспитание;

трудовое воспитание;

нравственное воспитание;

художественно–эстетическое воспитание;

экологическое воспитание.

Деятельность педагогов в аспекте воспитания детей дошкольного возраста – это планомерное целенаправленное воздействие воспитателей на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, адаптации к окружающей среде, формирование познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.

Воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Направлениями умственного воспитания дошкольников является:

формирование у дошкольников системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

формирование познавательных интересов и любознательности;

приучение детей к умственному труду.

Задачи воспитания в дошкольной образовательной организации решаются средствами обучения и образования (бытовая, игровая, продуктивная, трудовая деятельность детей, а также произведения духовной и материальной культуры). Деятельность педагогов в направлении нравственного воспитания дошкольников осуществляется как целенаправленный процесс приобщения воспитанников к моральным ценностям человечества, общества, формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, нравственных чувств и отношений.

Задачи, решаемые педагогами для осуществления нравственного воспитания дошкольников : формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им; воспитание нравственных чувств, привычек, норм; овладение практикой поведения, формирование начал гражданственности и патриотизма; воспитание коллективизма.

Эстетическое воспитание осуществляется как целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность дошкольника в целях развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Достижение цели эстетического воспитания достигается педагогами посредством воспитания художественного вкуса, потребности в познании прекрасного, формирования художественных умений в области разных искусств: рисовании, лепке, конструировании, пении, движениях под музыку и развития словесного творчества.

Процесс физического воспитания организован воспитателями как педагогический процесс, направленный на создание условий, которые способствуют достижению хорошего состояния здоровья, физического и двигательного развития старшего дошкольника.

Деятельность педагогов филиала ДОУ в аспекте трудового воспитания направлена на формирование сознательного отношения и склонностей к труду старших дошкольников, как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду.

Цель педагогов в трудовом воспитании – формирование у воспитанников представлений о трудовой деятельности взрослых, трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Экологическое воспитание направлено формирование у дошкольников элементов экологического сознания, способности понимания и любви к окружающему миру и природе.

Деятельность педагогов в аспекте воспитания детей дошкольного возраста включает следующие направления:

организация предметно–развивающей среды;

самообразование;

взаимодействие с педагогическим коллективом;

организация непосредственно воспитательного процесса дошкольников;

взаимодействие с семьями воспитанников.

Сфера возможного использования проекта

Данные технологии целесообразно применять на всех этапах воспитательного процесса в ДОУ.

Ожидаемый результат

В результате применения исследовательских технологий в процессе воспитания детей дошкольного возраста дети приобретают определённые качества личности, такие как: способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем, приобретают навыки самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, грамотно работать с информацией, развивается коммуникабельность, контактность в различных социальных группах, навыки работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них, способности самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Консультация для родителей «Как привлечь ребёнка к труду в семье» Очень важно приучать ребёнка помогать родителям, выполнять несложные поручения в семье. Родители будут гордиться, когда ребёнок станет трудолюбивым,.

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа)Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа) Цель:Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности;провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Стихотворения про маму, про пылесос, про уборку и обязанности по дому Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательный потенциал технологий формирования ценностного отношения к труду, семье, природе, этикету
Опубликовано: 28 мая 2020 в 13:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД