Светлана Бочкова
Восприятие художественной литературы и фольклора Урала (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный план работы по восприятию произведений художественной литературы и фольклора Урала
для чтения детям дошкольного возраста с учетом ФГОС.
Подготовительная к школе группа
№
п/п Воспитываемые
нравственные качества Произведения,
сказки, легенды,
мифы Сравнение с произведениями,
сказками, легендами,
мифами Виды деятельности Целевые ориентиры
Публикация «Восприятие художественной литературы и фольклора Урала (часть 1)» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
1. Жадность, глупость -рассудительность «Два барсука» башкирская сказка Коммуникативная – беседа «Воспитывать чувство ответственности за свои поступки». Сравнить с пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Пересказ сказки.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка
Игровая. Инсценировка сказки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Игра «Зоологическое лото».
Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация животных.
Конструирование из бросовый материал.
Двигательная р. н. и. «Ловишки» Ребёнок умеет устанавливать при слушании сказки многообразные связи в тексте и пересказывать небольшие фрагменты сказки;
Ребёнок проявляет художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях
(эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
2. Находчивость, дружба, взаимовыручка, хитрость «Лиса сирота» башкирская сказка «Зимовье зверей», «Медведь и лиса» р. н. сказки Коммуникативная – беседа «Воспитывать находчивость, дружелюбие, взаимовыручку. Отрицательное отношение к обману». Дать оценку поведению героев в сказках. Пересказ сказки.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций животных.
Игровая. Инсценировка отрывка из сказки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Игра «Зоологическое лото».
Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация животных.
Конструирование -бросовый материал.
Двигательная р. н. и. «Ловишки» Ребёнок умеет устанавливать при слушании сказок многообразные связи в тексте и пересказывать небольшие фрагменты текста
Ребёнок проявляет художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях
(эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
3. Находчивость, дружелюбие «Кошка и белка» удмуртская сказка Коммуникативная – беседа «Воспитывать находчивость, дружелюбие».
Дать оценку поведению героев в сказках. Пересказ сказки.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций животных.
Игровая. Инсценировка сказки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Игра «Зоологическое лото».
Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация животных.
Конструирование из бросового материала.
Двигательная р. н. и. «Ловишки» Ребёнок умеет устанавливать при слушании сказок многообразные связи в тексте и пересказывать небольшие фрагменты текста.
Ребёнок использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний,
высказываний в ситуации общения.
4. Доброта, находчивость. «Ласточка и комар» удмуртская сказка Добро побеждает зло – народная мудрость
. Коммуникативная – беседа «Воспитывать доброту, находчивость. Отрицательное отношение к насилию». Дать оценку поведению героев в сказках. Пересказ сказки.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций животных.
Игровая. Инсценировка отрывка из сказки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Игра «Зоологическое лото».
Изобразительная:
Рисование животных.
Конструирование - бросовый материал.
Двигательная р. н. и. «Ловишки» Ребёнок проявляет художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях
(эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
5. Хвастовство. Умение выстраивать доброжелательные отношения. «Синица и журавль» удмуртская сказка «Лиса и журавль»
р. н. с.. Коммуникативная – беседа «Воспитывать доброту, привязанность. Отрицательное отношение к хвастовству». Дать оценку поведению героев в сказках. Пересказ сказки.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций животных.
Игровая. Инсценировка отрывка из сказки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Игра «Зоологическое лото».
Изобразительная:
Рисование животных.
Конструирование - бросовый материал.
Ребёнок умеет устанавливать при слушании сказок многообразные связи в тексте и пересказывать небольшие фрагменты текста.
Ребёнок использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний,
высказываний в ситуации общения.
6. Жадность, сварливость – привязанность, доброта, взаимопомощь. «Старик со старухой и берёза» удмуртская сказка А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .Беседа «Воспитывать чувство ответственности за свои поступки»
Дать оценку поведению героев в сказках. Пересказ сказки.
Игра-инсценировка
Рисование, аппликация по теме.
Дидактическая игра «Назови правильно дерево» Ребёнок умеет устанавливать при слушании сказок многообразные связи в тексте и пересказывать небольшие фрагменты текста.
Ребёнок использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний,
высказываний в ситуации общения.
7. Взаимовыручка,
доброта, взаимопомощь. «Гульчечек» татарская сказка «Гуси – лебеди» р. н. сказка Добро побеждает зло – народная мудрость
. Коммуникативная – беседа «Воспитывать доброту, находчивость, взаимовыручку. Отрицательное отношение к насилию». Дать оценку поведению героев в сказках. Пересказывать небольшие фрагменты сказки.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций животных.
Игровая. Инсценировка отрывка из сказки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Игра «Зоологическое лото».
Изобразительная:
Рисование животных.
Двигательная р. н. и. «гуси - лебеди» Ребёнок умеет устанавливать при слушании сказок многообразные связи в тексте и пересказывать небольшие фрагменты текста.
Ребёнок использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний,
высказываний в ситуации общения.
8. Находчивость «Большая медведица» башкирские легенды и мифы. Коммуникативная – беседа «Воспитывать находчивость, взаимовыручку».
Дать оценку поведению героев. Пересказывать небольшие фрагменты произведения.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций животных.
Игровая. Инсценировка отрывка.
Дидактическая игра «Назови правильно Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация.
Двигательная народные подвижные игры. Ребёнок умеет устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте; ребенок понимает образные выражения в элементах фольклора мифологии народов Урала.
9. Находчивость, взаимопомощь «Млечный путь» башкирские легенды и мифы. Коммуникативная – беседа «Воспитывать находчивость,взаимопомощь».
Дать оценку поведению героев. Пересказывать небольшие фрагменты произведения.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций.
Игровая. Инсценировка отрывка.
Дидактическая игра «Назови правильно» Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация.
Народные подвижные игры. Ребёнок умеет устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте; ребенок понимает образные выражения в элементах фольклора мифологии народов Урала.
10. Находчивость – глупость «О сотворении мира» удмуртские легенды и мифы Библия Коммуникативная – беседа «Воспитывать находчивость,взаимопомощь».
Дать оценку поведению героев. Пересказывать небольшие фрагменты произведения.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций.
Игровая. Инсценировка отрывка.
Дидактическая игра «Назови правильно» Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация.
Народные подвижные игры. Ребёнок умеет устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте; ребенок понимает образные выражения в элементах фольклора мифологии народов Урала.
11. Конфликтность, не умение договариваться между собой, жить в мире «Горы и долы» удмуртские легенды и мифы Коммуникативная – беседа «Воспитывать находчивость,взаимопомощь».
Дать оценку поведению героев. Пересказывать небольшие фрагменты произведения.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций.
Игровая. Инсценировка отрывка.
Дидактическая игра «Назови правильно» Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация.
Народные подвижные игры. Ребёнок умеет устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, определять мотивы поведения героев); ребенок понимает образные выражения в элементах фольклора мифологии народов Урала.
12. Жестокость, неуверенность в себе, доброта «Пятна на луне» удмуртские легенды и мифы Коммуникативная – беседа «Воспитывать доброту, отрицательное отношение к жестокости, неуверенности в себе».
Дать оценку поведению героев. Пересказывать небольшие фрагменты произведения.
Познавательно-исследовательская
По интересам и желаниям ребёнка.
Рассматривание иллюстраций.
Игровая. Инсценировка отрывка.
Дидактическая игра «Назови правильно» Изобразительная:
Рисование, лепка, аппликация.
Народные подвижные игры. Ребёнок умеет устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, определять мотивы поведения героев); ребенок понимает образные выражения в элементах фольклора мифологии народов Урала.
Вопросы к детям после прочтения произведения позволяют формировать ценностное отношение к миру, стимулируют познавательный интерес к народам, живущим на Урале, к их особенностям речи, культуре и традициям, заставляют подумать, понять идею произведения, развивают творческие способности (воображение, фантазирование, обогащают пассивный и активный словари детей.
Методическая копилка - примерный план работы с художественными произведениями, включенными в образовательную деятельность в режимные процессы, предполагаемым результатом, которого будет являться развитие эмоционально-эстетических чувств, нравственно-эстетических суждений и, следовательно, развитие нравственно-волевых качеств детей дошкольного возраста.