Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Вот моя деревня, вот мой дом родной» для старшего дошкольного возраста

татьяна молева
Конспект занятия по познавательному развитию «Вот моя деревня, вот мой дом родной» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 13 г. Ликино-Дулево

Конспект

по познавательному развитию

для старшего дошкольного возраста

на тему : «Вот моя деревня, вот мой дом родной» .

Подготовила и провела

воспитатель Молева Т. В.

2021 г.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Вот моя деревня, вот мой дом родной“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с основными устоями уклада жизни наших предков (обратив внимание на культуру поведения за столом) с предметами быта и их назначением.

Задачи:

-Образовательные : познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением; основными занятиями людей; расширить словарный запас.

-Развивающие : развивать интерес к русским народным промыслам, устному народному творчеству, народным праздникам.

-Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Организационный момент:

Воспитатель: Милости просим в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. (Слайд 1)

Добрый день гостям и хозяевам!

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Воспитатель: Итак, сейчас мы с вами перенесемся в прошлое, где жили наши прабабушки и прадедушки, другими словами - наши предки.

Как вы думаете, где мы находимся? ( Ответы: в крестьянской избе). Как же строили избы?

(Слайд 2)

Об избе.

Избы строились из сосны или ели. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм. Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

Воспитатель: Что в избе было самым главным? ( Ответы: печь) (Слайд).

(Слайд 3)

О печи.

В крестьянском доме источником всего была печь. Во многих избах она была обычно из глины, перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании. И в наше время сохранилось много изб с русской печью.

Печь - кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. На ней можно было сушить впрок грибы, травы. Даже помыться можно было. На печке рождались дети.

(Слайд 4).

Шесток.

Перед устьем печи устроен шесток, на котором размещали чугунку.

Небольшие углубления в стенах печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком снизу печи можно увидеть углубление для хранения дров.

(Слайд 5-6).

Ухваты.

Рядом с печью стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга, лопата, кадка для воды.

Шесток долгое время оставался теплым, и на нем грелась еда. Ухватом хозяйка доставала чугунок с кашей. А лопатой пироги из печи.

Воспитатель: (Слайд 7). Неслучайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских народных сказках. Назовите сказки, где печь является действующим персонажем? («Гуси лебеди», «По щучьему велению»)

Да, печь занимала самое почётное место. И утро хозяйки дома начиналось именно возле печи, где она готовила завтрак. Затем надо было постирать бельё, высушить его и погладить. А как это делалось? Для этого служил рубель.

(Слайд 8).

Рубель.

Рубелем и колотили (стирали) бельё и гладили. Позднее появились утюги на углях. Горячие угли засыпали внутрь утюга. Дно утюга нагревалось, и после этого гладили белье. Позднее появились электрически.

Воспитатель: (Слайд 9). В каждом доме у хлебосольных хозяев всегда на столе стояли хлеб да соль, а у хорошей хозяйки в печи была горячая еда.

Стол.

В обед вся семья собиралась за столом. Младшие дети помогали матери накрывать на стол, расставлять кружки и раскладывать ложки, каждому свою личную.

(Слайд 10).

Посуда.

Посуда была глиняной и деревянной. Длинными, зимними вечерами посуду украшали росписью и резьбой. Потом к столу подходил хозяин, резал хлеб, садился за стол. И только после этого, по-старшенству, все занимали свои места.

(Слайд 11).

Правила поведения за столом.

Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать и скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Хозяин следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. При этом гущу из похлебки – супа и особенно мясо или сало можно было зачерпывать только после того, как это сделает глава семейства. Не следовало есть вприхлебку, т. е. зачерпывать похлебку дважды не откусив хлеба брать на одной ложке два куска мяса. Если кто- то из едоков, по рассеянности или какому – либо умыслу нарушал эти правила, то незамедлительно получал ложкой по лбу.

Воспитатель: (Слайд 12). Самым главным ритуалом перед едой считалось вымыть руки и прежде чем сесть за стол перекреститься.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова «душа».

(Слайд 13).

Божница - находилась в красном углу. Это маленькая полочка, на которой стояли одна или две иконы. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.

(Слайд 14).

Шкафы и буфеты являлись обязательной принадлежностью избы. Они были различных размеров и видов были украшены резьбой. В буфетах была составлена посуда, а в шкафах хранили продукты. Часто в шкафах применяли сквозную резьбу. Это делалось для проветривания продуктов.

(Слайд 15).

Лавка, скамья.

Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. Она была переносная. Скамья - прибивалась к стене, на ней спали дети. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол. Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки.

(Слайд 16).

Сундук.

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

(Слайд 17).

Прялка.

В каждой старинной избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались женщины и девушки пряли пряжу что - бы потом связать носки варежки и другие вещи, свалять валенки.

Долгими зимними вечерами у стола горела лучина.

Электричества еще не было. Девушки пряли и пели песни (звучит рус. народная песня : «У низенькой светелке …»)

(Слайд 18). Воспитатель: Много работали наши предки: уставали, а отдохнуть им помогала веселая шутка. Даже пословица была: «Делу время – потехе час».

Давайте послушаем, какие шутки - прибаутки они пели. (Дети исполняют несколько шуточных прибауток.)

Шел старик дорогою,

Дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую,

Безрогую, безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Да ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается,

Бодается, бодается,

А старик ругается,

Ругается, ругается.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень.

Похвалялися весь день:

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялись ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два,

Паше - два,

Ване - два,

Тане - два,

Саше - два,

Маше - два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

(Слайд 19)

Ту-ту, ту-ту, ту-ту, ту,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во-трубу.

Труба точеная, позолоченная.

Кузьма лапотки плетет,

В балалаечку играет.

Балалаечка добра,

Калачи напекла.

Калачи-то горячи,

Из окошка примечи.

Пришел мальчик -

Обжег пальчик,

Пришел старичок -

Обжег язычок.

Миды, миды, митки,

Сходи за Микиткой.

Микитка не любит,

Сапожки не купит -

Купит черевички,

Они невелички.

Поп из каденки,

Вытаращит глазенки.

Баран из-под печки

С большими глазами,

С крутыми рогами.

Села баба на барана,

Поскакала по горам.

- Уж ты, баба, не скачи,

Отдай мои калачи.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки залаяли ворота,

"Тру", - сказала лошадь,

И мужик заржал,

Лошадь пошла в избу,

А мужик стоял,

Лошадь ела булки,

А мужик овес,

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

Как на горке на горе-ре-ре

Стоял домик на дворе-ре-ре,

В этом домике жил дед-дед-дед,

Хорошо он был одет-дет-дет:

Красна шапочка на нем-нем-нем,

Вся обшита серебром-бром-бром.

- Здравствуй, лисанька моя-я-я,

Дома нету никаво-во-во—

Полезай ко мне в окно-но-но!.

- Меня мамонька хлесть-хлесть-хлесть:

Ворота на это есть-есть-есть,

Есть на это ворота-та-та,

И калитка отперта-та-та.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

Но заскороговошившись, выскороговорил -

что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж от ужаса стал уже -

ужа ужица съест на ужин

и скажет: (начинай сначала).

Воспитатель: Ну и рассмешили, ох и развеселили!

(Слайд 20 - 24). Давайте вспомним названия старинных предметов русской избы и предлагаю игру: «Убрать лишнее».

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла она вобрала.

Обставить русскую избу - это высокое искусство, как и все, что создал талантливый русский народ.

И я предлагаю обставить русскую избу: (Загадывание загадок).

(Слайд 25). Стоит в углу Матрена,

Здорова, ядрена,

Пасть открывает,

Что дают - глотает! (Печь)

(Слайд 26). Рогат, да не бык,

Пищу хватает,

А не сыт! (Ухват)

(Слайд 27). В лесу родился,

В лесу вырос.

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил. (Стол)

(Слайд 28). Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля (Чугунок)

(Слайд 29). В небо дыра,

В землю дыра,

А посередине — огонь и вода. (Самовар)

(Слайд 30). Встану, так выше коня,

А лягу, так ниже кота (Коромысло)

(Слайд 31). Без рук, без ног,

Во все стороны клонится. (Зыбка)

(Слайд 32). Два братца

Пошли в воду купаться. (Ведра)

(Слайд 33). Хоть оно и ново, но –

В мелких дырочках все дно. (Решето)

Итог: Мне понравилось, как вы обставляли избу, правильно передавали быт русских крестьян.

Использовали не только знания, полученные на нашей беседе, но и проявляли свою фантазию, воображение.

(Слайд 34). Вспомним, что стоит в избе.

Отметить работу каждого ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной» Цель: расширение представлений детей об окружающем мире (знание своей деревни, улицы, дома, где живешь, своих соседей, друзей) Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню циркаКонспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню цирка Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке. Задачи: Образовательные: Обогащать и расширять знания детей о профессиях.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Вот моя деревня, вот мой дом родной» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 13:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Вот моя деревня, вот мой дом родной» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем татьяна молева (УИ 1887153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД