Ирина Камбис
Конспект НОД подговительной к школе группе «Где спрятался воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
онспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух есть везде!».
Образовательная область «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель:
-заинтересовать детей доказательством утверждения, что воздух есть везде, используя опытно-экспериментальную и продуктивную деятельность.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД подговительной к школе группе „Где спрятался воздух?“» размещена в разделах
-формирование знаний о «воздухе» как веществе и его свойствах.
-совершенствование речи детей, создавая ситуации для высказывания предположений, путём изложения своих мыслей понятных для всех.
-развитие навыков самостоятельной продуктивной и исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
-наблюдения, эксперименты с воздухом на прогулке.
-чтение художественной литературы.
-рисование нетрадиционным способом с помощью трубочек для коктейля «Салют Победы», «Одуванчики».
-беседа о пользе воздуха для человека.
-изготовление схем-алгоритмов опытов.
Материалы:
-подготовка атрибутов для деятельности: пёрышки, несколько пустых банок, банка с подкрашенной водой, таз с водой, кусочки кирпича, пластилин, банка с водой, целлофановые пакеты, палочки для вертушек, бумага для султанчиков, ножницы, кнопки, эмблемы трёх цветов (заранее приклеенных на одежду детей).
1. Организационный момент.
Воспитатель: (Звенит колокольчик, обозначающий момент сбора детей в «круг друзей».) Ребята, я приглашаю вас сегодня в экспериментальную лабораторию. Темой нашего исследования будет вещество. А что это за вещество вы узнаете отгадав загадку.
Отгадывание загадки.
«Чего в комнате не видно?».
Дети:(ответы детей).
2. Обозначение проблемы.
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку-это действительно воздух. Что такое воздух? Что мы о нём знаем? Сегодня мы проверим утверждение, что воздух есть везде. Попытаемся увидеть, услышать, почувствовать воздух не выходя из группы. Мы проведём опыты и эксперименты, создадим условия, в которых воздух будет сам выдавать свои секреты. Итогом нашей деятельности будут экспонаты для «Музея воздуха».Предлагаю провести первый опыт.
3. Проведение опытов.
На столах лежат прозрачные целлофановые пакеты.
Воспитатель: Предлагаю взять их в руки и ответить на вопрос : Что мы можем узнать используя пакет? Как вы думаете? (ответы детей).
Давайте попробуем раскрыть пакет и резко провести вокруг себя. (Дети выполняют задание)Что произошло? (ответы детей). Пакет стал объёмным, его теперь можно закрутить –«поймали» воздух.
Итог : Воздух есть вокруг нас, мы его можем увидеть, потому что пакет стал объёмным. Значит действительно воздух находится везде.
Воспитатель: А теперь давайте проверим не притаился ли невидимка-воздух здесь- в банке? Как вы думаете? А как узнать (ответы детей).
Проведение опыта.
Банка из под майонеза наполнена до половины водой, которая подкрашена чуть-чуть акварелью. Теперь берём баночку поменьше (размером меньше первой).Крепко держа баночку за дно и осторожно, горлышком вниз, начинаем опускать в подкрашенную воду. Наблюдаем, что происходит. В стеклянной баночке нет подкрашенной воды. Что ей мешает попасть в банку? Почему? (ответы детей).
Дети пробуют провести опыт самостоятельно.
Итог: Вода в баночку не входит-значит в банке есть воздух и он не пускает воду.
Воспитатель: Мы воздуха не видим, но то что он есть в банке узнали. А может мы сможем его услышать? (ответы детей)
Проведение опыта.
Берём всё ту же маленькую баночку и опускаем её вверх дном в тазик с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем её.
Большие пузыри выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и –бульк!-«исчезают». Мы услышали «голос» невидимки.
Дети пробуют провести опыт самостоятельно.
Итог: Воздух выходит из банки и мы слышим бульканье.
Воспитатель: предлагаю отдохнуть и провести упражнение на дыхание. 4. Упражнение «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко».
Дети выполняют упражнение на дыхание.
Воспитатель: А в воде как вы думаете есть воздух? (ответы детей) А почему вы так думаете (ответы детей)Предлагаю посмотреть на банку с водой. Я заранее налила в неё воду. Прошло время и можно увидеть на стенках пузырьки- это и есть воздух.
Итог: В воде тоже есть воздух и его можно увидеть через некоторое время после того, как налить воду в сосуд.
Воспитатель: А в твёрдых телах как вы думаете есть воздух? Например в пластилине или кусочке кирпича?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте это проверим. Предлагаю провести ещё один опыт.
5. Проведение опытов.
В таз с водой опускаем кусочек пластилина. (К поверхности воды стали подниматься пузырьки воздуха).
Воспитатель: Если при опускании твёрдого предмета-пластилина появились пузырьки воздуха- значит внутри есть воздух. А в кирпиче (Ответы детей).Давайте проверим. Кусочек кирпича опускаем в воду- также поднимаются пузырьки.
Дети выполняют опыт самостоятельно.
Итог: Значит и в твёрдых телах есть воздух, хоть мы его и не видим.
Воспитатель: Мы с вами уже увидели и услышали воздух, а как можно его почувствовать? Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).Давайте проведём опыт.
Проведение опыта.
Воспитатель: Давайте закроем глаза. (Воспитатель подносит на тарелке разрезанный апельсин.) Ребята, что вы чувствуйте? (Ответы детей).А в начале занятия в группе чем-нибудь пахло?- нет. Откуда этот запах? Значит, воздух может пахнуть.
Итог: Воздух может приобретать различные запахи сильнопахнущих веществ и переносить их.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Давайте, подведём итоги наших экспериментов с воздухом : 1. Воздух нужен всем. Без воздуха нельзя жить. Воздух есть везде.
2. Воздух есть в воде.
3. Воздух есть в твёрдых телах.
4. Воздух имеет запах.
5. Воздух можно ощутить, услышать и почувствовать.
7. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Давайте с вами начнём создавать «музей воздуха» и сейчас изготовим «ловушки» для ветра. У каждого из вас на одежде есть эмблема определённого цвета. Предлагаю разделиться на подгруппы по цветам и приступить к выполнению работы.
Дети приступают к работе (по подгруппам) делают «ловушки» для воздуха :
-вертушка (по алгоритму).
-веер (по алгоритму).
-султанчики (по алгоритму).
Воспитатель: Первые экспонаты музея появились. Далее, чтобы пополнить наш музей будем изучать проблему «Как люди используют воздух».