МААМ-картинки

Возможности использования биоэнергопластики в формировании артикуляционной и мелкой моторики у старших дошкольников

Яшина Екатерина Андреевна
Возможности использования биоэнергопластики в формировании артикуляционной и мелкой моторики у старших дошкольников

Многие исследователи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и другие) в своих трудах отмечают взаимосвязь моторной и речевой деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук. Новым, интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Понятие биоэнергопластика состоит из двух слов: «биоэнергия» и «пластика». С точки зрения И. В. Курис «биоэнергия» – это та энергия, которая находится внутри человека, а «пластика» – плавные раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Публикация «Возможности использования биоэнергопластики в формировании артикуляционной и мелкой моторики у старших дошкольников» размещена в разделах

Биоэнергопластика – это соединение движений кистей рук с движением артикуляционного аппарата.

По сведениям О. И. Лазаренко и А. В. Ястребовой, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они раскрепощены, пластичны и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у старших дошкольников с дизартрией.

По мнению В. М. Акименко, биоэнергопластика улучшает физическую и психологическую основу речи, по всем параметрам улучшает двигательные возможности ребенка с дизартрией, способствует формированию и развитию артикуляционного праксиса, способствует улучшению звукопроизношения, фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга, поэтому использование биоэнергопластики ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у старших дошкольников с дизартрией с нарушенными кинестетическими ощущениями.

Как отмечает Р. Г. Бушлякова, коррекционные занятия по формированию артикуляционной и мелкой моторики с включением средств биоэнергопластики проводятся поэтапно. На первом занятии старшие дошкольники с дизартрией изучают движения для губ, языка, челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении упражнения перед зеркалом. На занятии рука ребенка не вовлекается в работу. При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением одной руки.

На втором - третьем занятии у старших дошкольников с дизартрией подключается к артикуляции движения ведущей руки. Леворукие дети работают левой рукой, а дети с правой доминантной рукой работают – правой. Через несколько занятий подключается вторая рука. Так ребенок, выполняя артикуляционное упражнение или удерживая позу, повторяет движения артикуляционного аппарата обоими кистями рук.

Такая пальцево-речевая гимнастика, как отмечает методист, выполняется на протяжении всего учебного года. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью используют музыку, счет, стихотворные строки. При этом логопед двумя руками продолжает давать четкий образец движений. Одновременная работа над мелкой и речевой моторикой в два раза сокращает время занятий, усиливая их эффективность.

В процессе формирования артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с дизартрией, В. В. Коноваленко отмечает, что целесообразно использовать биоэнергетические предметы : кольцевые пружины, аппликатор И. И. Кузнецова, массажные шарики разного диаметра. Их применение улучшает формирование артикуляционного праксиса, ускоряет исправление дефектных звуков у старших дошкольников с дизартрией со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь и манипуляции с биоэнергитическими предметами усиливает импульсы, которые идут к коре головного мозга от органов артикуляции.

Н. И. Свиридова, В. И. Тютюнова, предлагают проводить коррекционную работу в четыре этапа, включающих различные системы упражнений:

Первый этап – диагностический. На данном этапе происходит определение начальных сохранных способностей старших дошкольников с дизартрией. Логопед проводит обследование звукопроизношения, движения органов артикуляции и мелкой моторики общепринятыми логопедическими приемами и методами. После обследования логопед подбирает упражнения.

Второй этап - подготовительный. Осуществляется знакомство с органами артикуляции, выполнение артикуляционных упражнений, подключение ведущей руки логопеда. На данном этапе рука старшего дошкольника с дизартрией находится в пассивном положении, в упражнения не вовлекается.

Третий этап – основной. В первую очередь происходит формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки. Артикуляционная гимнастика выполняется на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки старшего дошкольника с дизартрией ребенка. Рука старшего дошкольника с дизартрией и использование биоэнергитических предметов подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений необходимо использовать счет от одного до пяти, короткие стихотворные строки или артикуляционные сказки.

Во-вторую очередь осуществляется формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и не ведущей руки. На данном этапе артикуляционные упражнения проводят с использованием не ведущей руки ребенка с дизартрией. Освоение движений этой рукой проходят быстрее, ведь ребенок на предыдущем этапе освоил движение ведущей руки. На этом этапе занятия проводят в течении двух недель.

Четвертый этап – закрепляющий. Формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и обеих рук. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук старшего дошкольного с дизартрией и с помощью биоэнергетических предметов. Продолжительность занятий 5 - 7 недель. На этом этапе отрабатывается синхронность движений обоих рук и артикуляционных органов. На этом этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетических ощущений положения артикуляционных органов.

Как считают М. И. Лозбякова, В. И. Тютюнова, необходимо чтобы каждое занятие включало в себя упражнения из следующих групп: упражнение на развитие мелкой моторики; упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия; упражнения на выработку правильного речевого дыхания; упражнения для развития пространственной ориентации, координации движений; упражнения на развитие мыслительных процессов; упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Таким образом, биоэнергопластика представляет собой соединение движений кистей рук с движением артикуляционного аппарата. Она активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию общей двигательной и мелкой моторики и кинестетические ощущения. В результате биоэнергопластических упражнений улучшается не только артикуляционный праксис и речевая способность ребенка, но и память, мышление и внимание.

Публикации по теме:

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Мастер-класс для родителей «Упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики». Развлечение «В гостях у тёти Кошки»Мастер-класс для родителей «Упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики». Развлечение «В гостях у тёти Кошки» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об итоговом мероприятии педагогического проекта "Праздник урожая", организованном.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования биоэнергопластики в формировании артикуляционной и мелкой моторики у старших дошкольников
Опубликовано: 13 сентября 2023 в 08:09
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД