МААМ-картинки

Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки

Петельская Анна
Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки

Становление тифлопсихологии как самостоятельной отрасли научного знания происходило в известной степени стихийно, без сколько-нибудь четкого ее определения, обоснования и построения как науки. Следует, однако, отметить, что в 20-е годы XX в. вопрос об обосновании тифлопсихологии как особой ветви психологической науки поднимался неоднократно. Однако этому препятствовало одностороннее и неверное вульгарно-материалистическое или идеалистическое понимание психики слепых. Препятствовало оно и разработке научной методологии. Все это, естественно, неблагоприятно отражалось на дальнейших исследованиях.

Публикация «Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки» размещена в разделах

Становлению тифлопсихологни как самостоятельной отрасли знаний мешало противодействие отдельных ученых, отрицавших наличие существенных особенностей в психике слепых. Так, например, П. Биллей, Ф. И. Шоев и некоторые другие исследователи считали, что изучение психики слепых вполне может осуществляться в рамках общей психологии. С их точки зрения, задача заключается лишь в восстановлении психического равновесия, которое нарушается при полной или частичной утрате зрения.

Наиболее отчетливо взгляды тех, кто утверждал, что психика слепых вполне может изучаться в рамках общей психологии, выразил немецкий тифлолог Кон. Он утверждал, что если «оставить в стороне несущественные ограничения, то слепой обладает возможностью и способностью до такой степени компенсировать отсутствующее зрение, что он может сказать, что у него есть все, кроме абсолютно неограниченной свободы передвижения». Далее Кон писал: «Его (слепого. —А. Л.) хорошо развившаяся способность представления передает ему окружающую жизнь в правильных образах, и его живо работающий ум, который абсолютно не чувствует себя изгнанным во мрак, приводит его в центр мира зрячих. Лишь немногие из слепых жалуются на свою слепоту и хотели бы быть зрячими.

Такого рода утверждения, имевшие в своей основе положения субъективно-идеалистической философии, не только тормозили развитие тифлопсихологии, но и являлись препятствием на пути воспитания и обучения слепых детей.

Диалектико-материалистическое обоснование тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки было дано в середине 30-х годов.

Согласно точке зрения советских тифлопсихологов, слепота и слабовидение нарушают взаимодействие организма и среды, что в свою очередь создает ряд особенностей в развитии и проявлениях психики. Эти особенности могут быть в значительной мере устранены в процессе правильно организованных обучения, воспитания и реабилитационной работы в благоприятных социальных условиях.

Публикации по теме:

Беседа «Мир науки и изобретений» (посредством почтовых марок) Цель: познакомить детей с понятием наука и научные открытия. Задачи: закрепить понятие «человек – изобретатель»; развивать конструктивные.

Фотоотчет «8 февраля — День науки в России»Фотоотчет «8 февраля — День науки в России» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность.

Фотоотчет «8 февраля — День науки в России». Часть втораяФотоотчет «8 февраля — День науки в России». Часть вторая Что -то перемешались наши домашние морские животные, заблудились, не помнят где кто живет. А мы им, конечно же, помогли..

Фотоотчет «День науки в старшей группе Звездочки»Фотоотчет «День науки в старшей группе Звездочки» 8 февраля был День Российской науки. Наша старшая группа "Звездочки" превратилась в замечательную научную станцию. Мы занимались не только.

Фотоотчет «Месячник науки»Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.

Фотоотчёт «Неделя науки в нашей ясельной группе»Фотоотчёт «Неделя науки в нашей ясельной группе» В нашем детском саду прошла Неделя Науки. Очень интересное и познавательное действо. Но для средних и старших дошкольников. А мы, а как.

Конспект образовательной деятельности «Центр Науки и природы» Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветсвуем. (Собрались все дети в круг. Я твой.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Летние дни науки» (5–7 лет) Знакомить детей с наукой мы решили в рамках летнего воспитательно-образовательного процесса. Один день в неделю дети будут знакомиться с.

Конспект организованной образовательной деятельности, посвященной Дню науки, в подготовительной группеКонспект организованной образовательной деятельности, посвященной Дню науки, в подготовительной группе Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа № 2053 (Дошкольное отделение № 2 на ул. Сочинская) КОНСПЕКТ Организованной.

Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие "Дня науки" В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки
Опубликовано: 28 мая 2019 в 18:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД