Получи документы

Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей

Екатерина Дорофеева
Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей

Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное овладение слухом и речью является первым важным условием становления у ребенка здоровой психики и дальнейшего его правильного развития. Своевременное, то есть начатое с первых минут жизни ребенка, полноценное – значит достаточное по объему речевого материала, которое побуждает ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном периоде. Понимание речи окружающих и личная активная речи сопровождает все деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия.

Публикация «Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей» размещена в разделах

Способность к речи и к общению формируется у ребенка, развивается нормально, в процессе речевого опыта, под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

В статье «Речевой портрет пятилетнего ребенка» А. Богуш в помощь педагогам-практикам и родителям сегодняшних дошкольников дает исчерпывающий ответ на то, каким должен быть уровень речевого развития 5-летнего ребенка, который характеризует нормативные требования речи: звуковую культуру речи, лексическое развитие, семантическое, морфологическое, синтаксическое, формирование грамматического строя речи. Также автор конкретизирует, что означает «речевая личность ребенка». Речевая личность – это ребенок, у которого «сформирована фонетическая, лексическая, грамматическая, разговорно-диалогическая и коммуникативная компетентность, который умеет адекватно и уместно общаться на родном языке в различных жизненных ситуациях: рассказывать, объяснять, рассуждать, оценивать, пользоваться при этом как языковыми, так и внеязыковыми, интонационными средствами выразительности, этикетными формами общения, следит за собственной речью и речью других, способен творчески реализоваться средствами речи».

Т. О. Пироженко в учебно-методическом пособии «Коммуникативно-речевое развитие дошкольника» дает характеристику коммуникативно-речевому генезису ребенка, в свете которого речь ребенка является «комплексной системообразующей характеристикой, которая проявляется через эмоциональные, когнитивные, лингвистические достижения, которые в свою очередь позволяют отобразить целостный подход к оценке развития самого ребенка».

Автор предлагает поиск педагогической модели, которая бы давала возможность развивать способности детей и помогала реализовать свое «Я» через организацию деятельности, заданной извне, от взрослого, при этом обязательно учитывая активность каждого отдельно взятого ребенка. В статье отмечено, что речевые достижения ребенка отражают опыт межличностных отношений и отражают личностно значимые психологические феномены: статус ребенка в семье и в группе детей, отношение окружающих к ребенку и ребенка к самому себе.

В предлагаемой Т. О. Пироженко технологии речевого общения процесс обучения по отраслям знаний (математика, природа, язык) не разграничивается, а базируется на главном принципе – деятельностного подхода к развитию личности, при этом общение не только помогает ребенку брать, получать, приобретать опыт, но и создает условия для того, чтобы реализовать свою индивидуальность в общем деле, а также учит дошкольника делиться собственным опытом, уделять внимание людям, уважать их и т. д.

Именно достижения в речевом общении дают возможность характеризовать становление личности дошкольника как целостность, в единстве проявления его эмоций, сознания и поведения. Т. Пироженко определила задачи в сфере коммуникативно-речевого развития ребенка, которые в свою очередь позволяют сделать выводы о характере развивающих воздействий и стиле отношений взрослых с детьми.

Формирование эмоциональных представлений о речи в течение первых трех лет жизни ребенка является не просто накоплением словаря, а представляет собой сложный нервно-психологический процесс, который проходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Главным условием полноценного развития речи малыша является то, какой именно речи он подражает. И поэтому речь взрослых должна быть «правильной, разборчивой, простой, повторяющейся, разноцветной, живой». Для того, чтобы развитие понимания речи происходило эффективно, важно создать такие условия, как постоянное общение с ребенком, наличие единых требований к речевому общению с малышом всех близких взрослых, организация специальных игр и упражнений, постепенное усложнение речевого общения. Также целесообразно использовать для общения с малышом все привычные режимные моменты (одевание, прогулки, кормление, подготовка ко сну и т. д.).

Семейное общение является главным фактором коммуникативно-речевого развития малыша. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеют его взаимоотношения с мамой, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Особенности речи матери, то есть то, как она строит свое общение с ребенком, - все это не может не сказаться на языковом и личностном развитии ребенка. Особенности именно семейного общения играют основную роль в становлении психических функций, эмоционального развития и познавательной активности ребенка.

Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного и речевого опыта ребенка, оказывают негативное влияние на межличностные отношения, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Сложные отношения ребенка-дошкольника с ровесниками, которые выражаются в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместных делах и играх, беспокоят сегодня взрослых. Также, несмотря на желание играть вместе с другими детьми, сегодня наблюдаем детей, которые вынуждены играть в одиночку или с близкими взрослыми. Взрослые видят причину этому в особенностях характера ребенка. Хотя, на самом деле, причина кроется в несформированности коммуникативной и речевой деятельности самого ребенка, а возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер.

Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, нами были разработаны рекомендации для воспитателей и педагогов детского сада.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку. Поэтому Н. В. Волькова выдвигает следующие требования к речи воспитателя :

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики.

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям.

Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных предложений.

Знание синонимии родного языка поможет будущему педагогу не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей : если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старших группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял.

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети, независимо от возраста, непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только затем - в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п.

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.

Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.

Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, "читать" ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром - также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

Дети третьего года жизни склонны к подражанию воспитателю, и сверстникам). Они легко "заражаются" настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1-2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям ("Не раскачивайся, сиди тихо!"). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: "Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел". Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: "На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее".

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится. Вова сумеет. Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку). " и т. п).

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.

В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения.

Чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример. Воспитатель говорит детям : "Ав-ав-ав - лает собачка. - Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение, должна лаять: ав-ав-ав".

Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3-4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. ?п). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т. п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.

Таким образом, развитию речи ребенка раннего возраста способствует выполнение следующих условий:

1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.

4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя и это важно, а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.

5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.

Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Список используемой литературы:

1. Богуш А. М. Речевой портрет пятилетнего ребенка / А. Н. Богуш // Дошкольное воспитание, 2013. №7. - С. 6 - 10.

2. Богуш А. М., Гавриш Н. Оптимизация речевой работы с детьми в развивающей среде детского сада / А. Н. Богуш, Н. Гавриш // Дошкольное воспитание, 2012. №10. С. 5 - 9.

3. Мухина В. С. Детская психология. М. : НОРМА-ИНФРА, 2012. –

544 с.

4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М. Душин, В. Куров. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.

5. Пироженко Т. А. Коммуникативно-речевое развитие дошкольника / т А. Пироженко. - Тернополь: Странник, 2010. - 152 с.

Публикации по теме:

Особенности речевого развития детей раннего возраста Симонова О. В. воспитатели МБДОУ д/с № 37 «Соловушка» город Старый Оскол, Белгородская область Аннотация: данная статья предназначена.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста. Часть 2 1.3.1. Сензитивный период развития речи Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную.

Цель, основные направления речевого развития детей раннего возраста Основные цели и задачи развития речи у дошкольников Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» «Особенности речевого развития детей раннего возраста». После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития.

Консультация для воспитателей «Стимулирование речевого развития у детей раннего возраста» из опыта работы Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами.

Общение как средство речевого развития детей раннего возраста Введение: Общение детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками привлекает пристальное внимание исследователей. Наиболее полно проблемы.

Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста»Семинар для воспитателей «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» Семинар для воспитателей по теме: «Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста» «Учите ребенка.

Возрастные нормы речевого развития детей Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок.

Возрастные особенности развития детей раннего возраста . В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей
Опубликовано: 29 августа 2018 в 18:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД