ИРИНА КУРМАНОВА
Виды проектов, используемых в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Виды проектов и использования их в разных возрастных группах
Если провести классификацию проектов, то их можно разделить на три группы:
1. По видам деятельности (тематике)
2. По составу участников
3. По срокам проведения
Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
творческие, исследовательские, игровые, информационно-практико-ориентированные.
Творческие проекты.
Публикация «Виды проектов, используемых в ДОУ» размещена в разделах
Основные задачи: Развитие творческого потенциала каждого участника проекта. Овладение различными видами творческой деятельности. Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству. Вовлечение в дизайнерскую деятельность.
Исследовательские проекты.
Основные задачи. Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки. Систематизация знаний об окружающем мире. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
Игровые проекты.
Основные задачи. Развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов. Развитие навыков общения. Использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.
Информационно-практико-ориентированные проекты.
Основные задачи. Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни. Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах). Формирование установок толерантного сознания. Развитие самопознания и положительной оценки.
2. По составу участников проекты делятся на групповые, подгрупповые, личные, семейные, парные…
3. По срокам проведения выделяют проекты :
-Краткосрочные (продолжительностью одно или несколько занятий, 1-2 недели)
- Средней продолжительности (1-3 месяца)
- Долгосрочные (до года)
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
В младшем возрасте возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой ситуации, объединенные одной темой. Данные проекты должны предполагать максимальное использование наглядности, ведущую роль воспитателя во взаимодействии детей и создание экспрессивно-коммуникативного мотива общения.
Примерами проектов для младшей группы могут быть следующие темы:
• «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке);
• «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними);
• «Новогодние игрушки» (рассматривание новогодних игрушек, создание-оформление игрушек посредством раскрашивания и аппликации из готовых форм, развешивание игрушек на елке).
• Аналогичное по сложности содержание имеют проекты для малышей «Вежливый Медвежонок», «Я расту», «Кто где живет?» и др.
Проекты для детей среднего возраста отличаются ярко выраженным познавательным характером содержания:
они ориентированы на познание строения, свойств и качеств предметов и объектов. Это позволяет решать задачи обогащения словаря детей, развития умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах природы. Проекты в средней группе обязательно предполагают использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами, достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их деятельности продуктов.
Примерные темы проектов могут быть следующими:
• «Зачем людям транспорт?»,
• «Камень, ножницы, бумага»,
• «Как человек узнает время?»,
• «Зачем человек придумал посуду?»,
• «Почему сок, вода и молоко разного цвета?» и др.
Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности:
творческо-игровые,
информационно-практические,
исследовательские,
продуктивно-творческие.
Проекты могут быть индивидуальными (семейными, парными, групповыми и коллективными.
По продолжительности в старших группах возможно использование долгосрочных проектов. Работа над проектом предполагает использование воспитателем активных методов, создание условий для самостоятельной подгрупповой деятельности детей.
Примерные темы:
• «Если с другом вышел в путь…»,
• «Добрые слова в день рождения»,
• «Тайна третьей планеты»,
• «Как открыть книжный гипермаркет»,
• «Жалобная книга природы»,
• «Как измерить тепло» и др.
Подводя итоги можно сказать, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это актуальный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.