Наталья Быченкова
Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ
Воспитатель
МБДОУ детского сада №85
«Мишутка» г. Брянска
Быченкова Наталья Евгеньевна
При организации учебной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Ребёнок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Публикация «Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ» размещена в разделах
Основанный на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:
- на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
-приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности включая умение её планировать;
-формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
-применение и приобретение детьми новых знаний.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА.
1. Постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
В настоящее время проекты классифицируются :
1. по составу участников;
2. по целевой установке;
3. по тематике;
4. по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :
1) исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий-1-2 недели, средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект-продукт сотрудничества и сотворчества педагогов и детей, родителей.
Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Название проекта : «Царство леса»
Тематическое поле: Экологическое воспитание дошкольников.
Проблема: Ознакомление детей с экосистемой леса.
Что мы знаем о животном и растительном мире леса?
Что хотим узнать?
Цель: Воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе. Формировать у детей представление о жизни животных в лесу; взаимосвязях животного мира с растительным и факторами неживой природы, как экосистемы в целом.
Задачи:
1. Формирование основ правильного поведения детей в природе.
2. Расширение и систематизация знаний у детей о животных, растениях леса; учить анализировать, систематизировать и делать выводы о закономерностях и взаимодействиях в природе.
3. Воспитывать интерес к собственным открытиям, через исследовательскую работу.
4. Воспитывать любовь и бережное, ответственное отношение к родной природе, уважительное отношение к обитателям леса.
5. Развивать различные виды детской деятельности.
6. Формирование личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде.
Продолжительность проекта : 5 месяцев (с января по май).
Предполагаемые результаты:
- Сформированность интереса к живой природе родного края (животным, растениям леса).
-Проявление ответственного бережного отношения к окружающему миру, безопасного поведения в природе.
-Сформированная база знаний о животных, растениях леса, объектов неживой природы и их взаимосвязях.
-Развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать, рассуждать, делать выводы.
Продукт полученный:
Презентация проекта : Досуг «В гостях у природы»; Выставки детских работ; оформление альбомов «Такой разный лес», «Животные Брянского леса»; макет леса.
Вид проекта : Познавательно - исследовательский.
Состав участников: Дети старшей группы, воспитатель, физкультурный руководитель, родители.
Материально – техническая база: дидактические игры; видеофильмы о лесе; демонстрационные материалы, литературные произведения, альбомы, краски, пластилин; цветная бумага, ножницы, клей, ватман, природный материал; фотоаппарат.
Планируемое время на организацию проекта по этапам.
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ СРОКИ
1.
Подготовительный
этап
-Сбор и анализ литературы по данной теме;
-Диагностика детей по данной теме;
-составление плана работы;
-анкетирование родителей;
-«Что вы знаете об экологическом воспитании детей?»
-изготовление наглядно-демонстрационного материала. 3-тья неделя января.
4-ая неделя января.
2.
Основной этап познавательно-
исследовательский -Запланированная деятельность детей совместно со взрослыми, а именно: тематические занятия, наблюдение в природе, экспериментирование, трудовые поручения, игры, развлечение, досуги, викторины. с 1-ой недели февраля по 4-ую неделю апреля.
3.
Презентация проекта. -Досуг «В гостях у природы» .
-Выставки детских работ
-Выставка оформленных альбомов: «Такой разный лес», «Животные леса»; макета леса. 1-ая неделя мая
4.
Контрольный этап. -диагностика детей.
-вывод о реализации поставленной в начале проекта цели. 2-ая неделя мая
Сценарий викторины для старших дошкольников
«Навстречу весне»
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире Брянской области, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные : систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам.
Ход викторины
Загадки
1 команде:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?. (Солнце).
2 команде:
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник).
3 команда:
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
Видео о весне
1 конкурс «Разминка»
1 команде:
1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .
2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья.)
3. Какие перелетные птицы вернулись в наши края?
4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть.)
5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся.)
2 команда:
1. Что происходит со снегом весной? (Он тает.)
2. Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного.)
3. Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, они сразу расцвели.)
4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег.)
5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую.)
3 команда:
1. Почему стал таять снег? (солнышко пригрело, стало теплее).
2. Какого цвета ели и сосны в лесу весной? Почему? (зеленые, хвойные или вечнозеленые).
3. Как называется явление, когда лед на реке тает и двигается по воде, а вода прибывает? (ледоход, паводок, половодье)
4. Какие плодовые деревья зацветут весной? (яблони, груши, слива, вишня и др.)
5. Что делает ежик весной? (просыпается)
2 конкурс «Что вначале – что потом»
Разложи картинки по порядку. (2 человека от группы)
3 конкурс- эстафета «Перейди лужу»
+ принести часть картинки, из которой команда в конце соберет целую картинку. (10 человек и 10 частей картинок)
4 конкурс «Угадай-ка» (по объявлению, по голосу)
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха.)
2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка.)
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)
4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь.)
5. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)
6. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
По голосу: соловей, кукушка, скворец, утка, воробьи, голубь.
5 конкурс «Пятый лишний»
Перелетные и зимующие птицы
Времена года и части суток
Сезонная одежда
Приметы времен года
Деревья лиственные и хвойные
Цветы первоцветы и летние
Игра «Весенние приметы» (примета весны – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногой).
Пригревает солнце
Появились проталины
Подул теплый ветерок
Появились первые насекомые
Тает снег
Бегут ручьи
На реке начался ледоход
Вода прибывает и начался паводок
Небо высокое чистое голубое
На деревьях набухли почки
Появились первые листочки
Проснулся и вылез из берлоги медведь
Меняет шубку заяц
Проснулся еж
У волка, лисицы, медведя появились детеныши и т. д.
6 конкурс «Газеты о природе»
Презентация «Песенка о весне»
Подведение итогов. Награждение и вручение грамот и медалей.