Получи документы

Игра как средство развития самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста

Евгения Назаренко
Игра как средство развития самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Назаренко Евгения Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 1 п. Переволоцкий»

Публикация «Игра как средство развития самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Это становится возможным благодаря развитию самосознания ребенка – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Признание дошкольником пределов своих сил происходит не только в общении со взрослыми, но и собственного практического опыта.

В старшем дошкольном возрасте все большее значение в развитии самосознания начинает играть общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. В общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Ч возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша.

Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей, это происходит уже в раннем детстве. По мере усвоения норм и правил поведения, они становятся мерками, которыми ребенок пользуется в оценке других людей. Приложить эти мерки по отношению к самому себе оказывается гораздо труднее. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другим ребенком овладевает к концу дошкольного возраста, это служит основанием правильной самооценки.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Огромное значение в развитие у дошкольников самосознания и оценки имеет игра.

Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится возможной, поскольку ребенок овладел знаковой функцией сознания, использует предметы-заместители. Может переименовать себя в соответствии с ролью, сознательно подражать взрослым, копируя их действия и взаимоотношения.

В игре складываются взаимоотношения детей : руководить другими детьми; выполнять подчиненную роль; руководить игрой.

Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Используя интерактивные игры в своей работе, я вижу результаты; они не просто полезны, но и доставляют массу удовольствия и радости детям. В ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом не так, как в обычной жизни.

Чувство принадлежности к группе

Игра «Паутина»

Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим «Паутина» – прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

Материалы: Клубок ниток.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе… (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут Ольга Васильевна, и я очень люблю петь (Зажмите свободный конец нити в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.) Если ты хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему. Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?».

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к Вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно «связаны между собой».

Анализ упражнения:

– Все ли высказались в ходе игры?

– Как ты чувствуешь себя сейчас?

– Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как начале игры?

– Трудно ли тебе было запоминать имена?

– Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?

– Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

Игра «Прошепчи имя»

Цели: Эта веселая игра помогает детям сблизиться друг с другом.

Игра кажется детям привлекательной и необычной, поскольку говорить в ней можно только шепотом. Она позволяет «задействовать» даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений «один на один», и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки. Когда все уже хорошо знают друг друга и «обыгрывать» имена становится неинтересно, можно использовать и другие варианты игры. Например, можно предложить: «Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера!», «Прошепчите другому на ушко, что вы делали в эти выходные!», «Прошепчите другому на ушко, чему новому вы научились!» и так далее.

Инструкция: Уберите в сторону парты и стулья, чтобы у нас в классе было достаточно свободного места. … Начните бродить по классу. … При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя(2-3 минуты.) Теперь, пожалуйста, остановитесь…Сейчас, когда вы снова начнете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)

Анализ упражнения:

– Узнал ли ты, как кого зовут?

– Чье имя тебе было труднее всего запомнить?

– Чье имя тебе нравится больше всего?

– Доволен ли ты своим собственным именем?

Игра «Имя и движение»

Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Поле этого тот же ребенок произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяют его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)

Анализ упражнения:

– Чьи имена тебе было легко запомнить?

– Чьи имена ты забыл?

– Чьи движения тебе понравились больше других?

– Знаешь ли ты, что означает твое имя и фамилия?

Развитие самосознания

Игра «Передай маску»

Цели: Перед Вами прекрасная игра, заимствованная из традиций театра импровизаций. Она взбадривает детей, делает их более внимательными и помогает настроить на работу в группе. Каждый может избавить от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел в группу, и тем самым освободить голову для работы. Дети очень любят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявить чувство юмора. Они много смеются, и, проведя эту игру, Вы наверняка почувствуете в группе атмосферу любопытства и жажды действий. Чтобы эта энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от детей высокой активности.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражении. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица.) А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и «передаем» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

Игра «Только вместе!»

Цели: В ходе игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.

Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Анализ упражнения:

– С кем тебе вставать и садиться было легче всего?

– Что было самым трудным в этом упражнении?

Чувственное восприятие

Игра «Наперсток»

Цели: Эта очень простая игра развивает наблюдательность детей, а также предоставляет всей группе прекрасную возможность прийти в состояние покоя и сосредоточенности. Проведите это упражнения два или три раза.

Материалы: Один наперсток.

Инструкция: Я спрятала в группе наперсток, который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы, так как он лежит на видном месте. Тот, кто надет наперсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет наперсток, в следующий раз прячет его.

Анализ упражнения:

– Быстро ли ты нашел наперсток?

– Все ли дети четко придерживались правил игры?

– Как ты искал наперсток?

Игра «Иван да Данила»

Цели: Данная игра требует высокой концентрации внимания от обоих участников – «Ивана» и «Данилы». Тонкий слух и хорошая интуиция помогут им решить задачу. Игра сплачивает детей и является эффективным и увлекательным отдыхом перед каким-нибудь сложным занятием или после него.

Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в эту игру под названием «Иван да Данила». Встаньте, пожалуйста, в один общий круг. Два игрока выходят в центр круга. Выберите, кто из вас будет Иваном, а кто – Данилой. Иван закрывает глаза и пытается поймать Данилу, крича ему: «Где ты, Данила?». Данила должен отвечать ему: «Тут я, Иванушка!», при этом Данила играет с открытыми глазами и пытается ускользнуть от Ивана. Естественно, и Иван, и Данила должны все время оставаться в пределах круга. Остальные дети должны смотреть, чтобы Иван не заблудился. У Ивана есть ровно одна минута на то, чтобы поймать Данилу. После этого играет следующая пара.

Групповая сплоченность

Игра «Палец вверх!»

Цели: Этот дружеский ритуал, с его помощью дети могут выразить друг другу уважение и благодарность. Неплохо провести это упражнение перед началом сложной работы, в таком случае дети смогут подбодрить друг друга.

Инструкция: Кто может мне сказать, что обозначает этот знак? Покажите детям кулак с поднятым вверх большим пальцем. Согласитесь со всеми ответами, имеющие позитивное и этически приемлемое значение. Я хочу предложить вам игру под названием «Палец вверх!». Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Один из вас может начать игру. Для этого ему нужно подойти к любому человеку, назвать его по имени и показать ему этот знак. После этого он может вернуться на свое место. Тот, к кому обращались, выбирает следующего ученика и приветствует его точно таким же образом. Таким образом, этот приветливый жест путешествует вдоль и поперек по всему классу. Пожалуйста, подходите только к тем детям, которых еще не поприветствовали. Проследите, чтобы ни один ребенок не был оставлен без внимания.

Цели, которых я стараюсь достичь, организуя интерактивные игры с детьми

Стараюсь помочь детям ощутить единение с друзьями. Наиболее значимой группой для детей, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность к другим группам. Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Детям с низкой самооценкой, застенчивые, неуверенные в себе. Они пытаются держаться в стороне от всех. Не всегда дети, сторонящиеся других из трудных семей (но и такие тоже есть, часто это просто чувствительные дети, страдающие от утрат: смерть близких, развод, безработица родителей, переезды, потеря друга. В таких случаях требуется не мола терпения, чтобы вывести ребенка из ощущения изолированности и одиночества.

Помогаю вселить в детей надежду. Ставлю перед содой главную задачу – укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее.

Надо показать детям, что значит уважение. По мере возможности на своих занятиях стараюсь уважительно и заботливо относиться к детям. При этом забота должна быть скорее не прямой, а проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с детьми, понять историю их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми трудно и тяжело. Уважение к ребенку может и должно быть проявляться напрямую, непосредственно, в связи с его конкретным поведением. Уважение взрослого проявляется в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда спрашивают: «Чему научил тебя этот случай?» или «Что ты сейчас чувствуешь?» и внимательно выслушать его рассуждения на эту тему.

Мы можем помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность. Именно в старшем дошкольном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Надо помочь им жить в мире реальности.

Можно помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе. Дети, так же, как и взрослые стараются поступать правильно, но иногда торопятся, не знают, а что нет, и не всегда замечают все имеющие у них возможности. Необходимо выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Также мы можем помогать детям, видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их на то, что самый лучший подарок – это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь. Очень поучительно для детей, например, услышать от воспитателя необычное определение богатства: «Я полагаю, что богата та семья, которая больше других в полном составе наблюдала за закатом».

Учить детей сочувствию. Надо учить детей ставить себя на место другого, понимать чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой традиции. Если в группе дети разных национальностей, то ребенок получает еще больше возможностей развивать в себе эмпатию. Когда дети в спокойной обстановке разговаривают о своей жизни, идет важный процесс, в ходе которого они пытаются хоть на некоторое время увидеть мир глазами другого человека.

Надо помочь расцвету личности ребенка. Мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос, как личность, нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь ребенку следовать его собственным целям и желаниям.

Надо помочь развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения.

Надо показать детям, как можно жить без насилия. В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Необходимо помочь детям отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, научить детей контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме.

Надо помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям. Современная культура делает укор на конкуренцию и обостряет желание быть быстрее и могущественней других. Никто не обращает внимание на то, что тем самым усиливается опасность одиночества и ухудшения взаимоотношений между людьми. Чтобы избежать этой опасности, я стараюсь по возможности уменьшить в предлагаемых интерактивных играх элемент соревновательности.

Надо помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности. Это означает, что необходимо придумывать, кого из группы в первую очередь вовлечь в ту или иную игру. Иногда, например, мы делаем что-то для детей – перфекционистов (ребенок болезненно воспринимающий любой намек на то, что действия были недостаточно хорошими, для чересчур возбужденных детей. Таким детям мы принесем пользу, если научим их расслабляться и при необходимости прибегать к помощи собственной фантазии. Особенно эгоистичным и самовлюбленным детям идут на пользу игры, направленные на эмпатию и сочувствие. Неуверенные в себе дети могут развить в себе недостающие качества с помощью игр, описанных в «Как добиться успехов» и «Повышаем самоуважение». Конечно же, когда я выбираю игру, имею в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.

Мы можем развить в детях чувство юмора. «Жизнь и без того достаточно сложна, чтобы мы еще и чувствовали себя несчастными»(Жанна Моро) Как можно чаще надо проявлять чувство юмора, тем самым показывая детям, что жизнь вполне сносна, если уметь даже в сложных ситуациях видеть комическое и позволять себе просто смеяться. Автор К. Фонель в своем сборнике предлагает много игр, основная цель которых насмеяться, повеселиться. 1 раз в неделю по пятницам мы вспоминаем, что было хорошего на неделе, на занятие дети рассказывают анекдоты и смешные истории.

Мы можем помочь детям развить в себе стороны своего характера. Наше общество, часто рассматривает детей, как будущих потребителей. Поэтому самое важное, что дети должны вынести из сада, школы и семьи в свою самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. В первую очередь умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Мы все знаем, что рано или поздно все дети окажутся в тяжелых условиях перемешенного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, однако оставаться самостоятельными личностями. Поэтому необходимо показать детям, что вы не только любите их, но и предъявляете высокие требования к их поведению.

Я целиком и полностью согласно с К. Фонелем: «Мы все хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, были добрыми. Мы хотим, чтобы у них хватило мужества решать проблемы, стоящие перед нашей планетой, и чтобы они чувствовали свою принадлежность не только к народу своей страны, но и к четырехмиллиардному населению всей нашей Земли»

Игра, как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие личности, ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых. Игра способствует развитию рефлексии, как способности соотносить свои действия, поступки с общечеловеческими.

Предлагая детям интерактивные игры, я решаю задачи. В ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни. Обогащают общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры я предлагаю детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт.

После окончания игры дети выражают и обсуждают свои впечатления. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.

Стараюсь помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одиноким. Учу простым жизненным мудростям:

• проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять

взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

• не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь, думаешь;

• не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;

• не нападай на других, когда тебе плохо.

Стараюсь помочь детям найти смысл жизни. Он может помочь им ценить правду. Учу простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.

Как научить детей сотрудничать?

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Естественно, не случайно перечислили именно эти ценности, поскольку сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Социальные и психологические изменения последнего времени

Многие педагоги считают, что и детям, и педагогам сейчас приходиться тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих «без присмотра», возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.

Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем их родители, пережившие войну и период восстановления разрушенной страны. Вместе с тем возросшая потребность в деньгах заставляет их работать еще интенсивнее и еще больше. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами, то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. В то время как внешние проблемы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отношения ослабляют ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 13:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД