Марина Титовец
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Титовец М. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №113 Невского района
Санкт-Петербурга
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития
творческих способностей дошкольников.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Публикация «Всероссийская научно-практическая конференция „Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Работая с детьми, приходишь к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.
Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным». Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому нужно использовать разные техники нетрадиционного рисования.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель – развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.
Участники проекта: дети, их родители и воспитатели.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;
- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом).
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.
Вид проекта: творческий.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость - нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в три этапа.
План реализации образовательного проекта
I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный).
Подготовительные мероприятия:
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.
4. Разработка перспективного плана работы.
5. Проведение диагностики творческих способностей детей
6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
II этап – практический.
III этап – обобщающий.
Гипотеза: если образовательный процесс по изобразительной деятельности ДОУ будет организован с учетом использования не только стандартного набора изобразительных материалов, но самых разнообразных и необычных способов и средств изображения, то будут достигнуты наиболее высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей
Актуальность : изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого не достаточно для развития творческих способностей. Чтобы не ограничивать возможности в выражении от впечатлений детей от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма образования, как «Нетрадиционные техники рисования». Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения : штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щетка, губка и многое другое.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, методы, формы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Нетрадиционное рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр, используя нетрадиционные материалы для рисования.
Ожидаемый результат:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Литература:
1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
3. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарё нность: что это? ”.
4. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.