Надежда Володина
Конспект занятия «Встречи с интересными людьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Встречи с интересными людьми
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
• овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим,
Публикация «Конспект занятия „Встречи с интересными людьми“» размещена в разделах
• обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
• развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Принципы развития речи:
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
• принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи,
• принцип развития языкового чутья,
• принцип формирования элементарного осознания явлений языка,
• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,
• принцип обогащения мотивации речевой деятельности,
• принцип обеспечения активной языковой практики.
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Формы и методы работы по речевому развитию
1. Наглядные:
1. Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии)
2. Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.
Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности?
Алгоритм работы «Встречи с интересными людьми»
1. Первый этап - это составление плана работы, который осуществляется с учетом профессий, хобби, любимых домашних занятий родителей, сотрудников; возможностей взаимодействия со сторонними организациями, такими, как школа, библиотека и др.
План составляется таким образом, чтобы встречи помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития.
2. Второй этап - подготовка мероприятия. На этом этапе предусматривается параллельная работа, с одной стороны - с детьми, с другой – с приглашенными.
Работа с детьми включает: организацию выставок, экспонатов по теме предстоящей встречи, подбор иллюстраций, книг, подготовку вопросов.
Может возникнуть вопрос: зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятие в таком случае проходит более оживленно.
Детям можно предложить подумать о том, что бы им хотелось узнать у человека, с которым запланирована встреча. Индивидуально с отдельными детьми можно обговорить вопросы, дать установку на то, что вопрос надо запомнить.
Решая нравственные задачи, накануне мероприятия вместе с детьми следует приготовить подарок и приглашение для гостя; организовывать занятия «школы этикета» : обговорить, как гостя встретить, где удобнее предложить ему раздеться, как пригласить в группу, где лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты; показать выставку.
Параллельно идет работа с взрослым: дается перечень детских вопросов, подсказки гостю, как использовать имеющиеся у детей знания, как их можно расширить; подумать о подарке детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то и закреплялся интерес к этому виду деятельности.
Часто встреча включает в себя практическую часть, и дети становятся участниками трудовой деятельности. Например, любители домашней выпечки могут вместе с детьми приготовить печенье; парикмахер – научить плести оригинальную косичку и т. д.
3. Третий этап: заключительный - проведение мероприятия.
Встреча начинается с приема. Дети встречают гостя, помогают ему раздеться, приглашают в группу, показывают выставку, предлагают занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем воспитатель проводит знакомство, представляя гостя, обязательно называл его имя, отчество, профессию или увлечение.
Основная часть встречи - это небольшой яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби, ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть.
В конце дети выражают гостю свою благодарность за интересный рассказ, преподносят подарок. Гость также благодарит детей за теплый прием, внимание и вручает свой подарок. Воспитатель обращает внимание на значимость того, чем занимается гость. Если позволяет время, можно организовать чаепитие.
Данная технология «Встреча с интересными людьми» организуется с детьми, начиная со среднего возраста. Ее результаты приносят свои плоды. К концу подготовительной группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям: они идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового, проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы. Речь детей становится более четкой, последовательной, логичной.
Ко мне приходят дети с разным уровнем адаптации к коллективу, способностью общаться в нем. А в этом возрасте у многих детей виден контраст в способности находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Но их развитие не стоит на месте. Ребятам необходимо учится взаимодействовать не только со мной, но и друг с другом, с родителями и даже с незнакомыми людьми. Так как дети приходят в свой первый коллектив, моя задача сформировать коммуникативные навыки, создать положительную атмосферу в группе, чтобы детям было комфортно.
Есть много методов решения данной задачи: это и уголок приветствия, и уголок именинника, и экран настроения и т. д. Я предпочла остановить свой выбор на встречах с интересными людьми и это стало действительно любимой традицией нашей группы. На мой взгляд такое тесное общение с людьми разных профессий (как с сотрудниками детского сада, так и родителями детей, с творческими людьми помогает моим детям развиваться не только познавательно, но и учит их правильному общению и поведению со своими сверстниками, товарищами, а также взрослыми. Это помогает детям больше ценить и уважать труд других людей, замечать какие усилия затрачивают эти люди в своей профессии; воспитывает в них чувство гордости за своих замечательных родителей. А самое главное, что ребятам это действительно интересно и, как результат, полученные в ходе таких встреч знания и умения, они переносят в свою игру.