Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования

Анна Хаматнурова
Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется чрезмерное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это связано с тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

Проблема качества образования на начальной ступени обучения в условиях введения ФГОС дошкольного образования тесно связана с выбором и разработкой диагностики уровня речевого развития дошкольника. Так как одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Важную роль в результативности обследования играет правильный выбор методики обследования, соответствующей возрасту и психофизическому развитию ребенка.

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Общее его значение сводится к следующему: диагностика – это теория и практика постановки диагноза.

Одной педагогической диагностики с ее методами (наблюдение, беседы, опрос, интервью, анализ продуктов деятельности, эксперимент, тесты, анкеты) – недостаточно, потому что она не дает полного представления об особенностях развития ребенка.

Диагностика, проводимая специалистом, необходима для того, чтобы своевременно оказать помощь в выборе для каждого ребенка с речевыми проблемами оптимальных, благоприятных условий для развития и успешной подготовки к школьному обучению. На основании заключения о речевом развитии, составляется индивидуальный план для работы с ребенком.

В специальных детских садах для обследования речи детей с задержкой психического развития применяется набор методик, разработанных для изучения детей с общим недоразвитием речи. В практике большое распространение получило проведение логопедического обследования детей с ЗПР по указанным методикам в упрощенной вопросно-ответной форме, без учета особенностей этих детей (специфики их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, несформированности регулирующей функции речи). В результате такой диагностики невозможно выявить реальные проблемы речевого развития ребенка с ЗПР и увидеть полную картину. Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей. Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития, определения прогноза, реальных потребностей ребенка, не могут быть использованы для изучения динамики, планирования и организации коррекционно-образовательной работы. Поэтому свой выбор мы остановили на «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития» И. Д. Коненковой.

Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов

- принцип системного изучения;

- принцип комплексного подхода;

- принцип динамического изучения,

- принцип качественно анализа результатов обследования.

- изучить медицинскую документацию

Так же необходимо уточнить сведения о его раннем речевом развитии и выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо:

- собрать сведения о семье, речевой среде;

- проанализировать данные психолого-педагогического обследования.

Для оценки уровня речевого развития в диагностике разработана бальная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-бальной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически, что позволяет исследованию выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

Критериями оценки связной речи при пересказе текста повествовательного характера послужили: понимание текста (выделение действующих лиц, понимание фактов, событий, возможность адекватно оценить поступки персонажей) и успешность пересказа (последовательность и структурное оформление, полнота использования авторской лексики, соблюдение грамматических норм, самостоятельность, эмоциональное отношение к описываемым событиям).

Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом. Использование предлагаемых материалов позволяет решить следующие вопросы:

- учесть особенности детей с задержкой психического развития;

- сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учет допущенных ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики);

- выявить потенциальные возможности ребенка;

- спланировать коррекционно развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка;

- осуществить индивидуальный подход;

- при составлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику и определить дальнейшие направления в работе;

- снизить влияние таких факторов, как недостаточная компетенция, предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора.

Таким образом, для постановки логопедического заключения, которое преимущественно ставится детям с задержкой психического развития - несформированность языковых и речевых средств, требуется тщательный комплексный подход к анализу не только речевого статуса ребенка, но и уточнения данных о его раннем развитии, анализа медицинской документации, тщательного исследования личности. Это позволит грамотно оценить его состояние, определить структуру дефекта, выбрать правильный образовательный маршрут, который в свою очередь повысит качество образования. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство — определяющий фактор обеспечения качества образования В рамках темы конференции «Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство - определяющий фактор обеспечения качества образования».

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования Аннотация. Статья посвящена серьёзной проблеме - создание ситуации успеха в обучении и воспитании учащихся школ, студентов. Представлены.

Научно-практическая конференция «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования». Часть 2Научно-практическая конференция «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования». Часть 2 Итак продолжаю рассказывать,как ломая стереотипы и шаблонные установки проведения педагогических конференций группа энтузиастов,и не побоюсь.

Общероссийская научно-практическая конференция  «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования»Общероссийская научно-практическая конференция  «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования» Итак,напоминаю,что 15 июля в городе-герое Туле встретились педагоги из разных уголков России. Пообщаться,поближе познакомиться,обменяться.

Педагогический проект «Использование ИКТ для повышения качества образования детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Использование ИКТ для повышения качества образования детей дошкольного возраста» .

Проведение диагностических мероприятий в ДОУ как одно из условий качества образования Проведение диагностических мероприятий в ДОУ как одно из условий качества образования. [/b] Необходимое условие реализации основной образовательной.

Управление инновационной деятельностью в МБДОУ как средство повышения качества образования Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования.

Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования».Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования». 15 июля 2016 года более 20 педагогов с разных уголков России собрались в Туле на такое серьёзное мероприятие (ещё разок прочитайте название.

Организация работы с начинающими педагогами как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении Т. А. Бабаджанова МБДОУ №2 «Северяночка» г. Снежногорск ЗАТО Александровск, Россия Современному дошкольному учреждению нужен профессионально.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
  • Птицы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 13:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время.
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить,...
Мастер-класс по изготовлению игрушки для ёлки «Мандарин»
Очень хороший подарок-сувенир можно не только купить в магазине, но и изготовить самостоятельно. Главное условие-умение владеть элементарными навыками...
Сценарий зимнего развлечения «Заморожу»
СЦЕНАРИЙ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Заморожу» ( для среднего дошкольного возраста) Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей...
Детский мастер-класс «Озорные Снеговики»
Доброго времени суток, коллеги и друзья, заглянувшие на огонек! Я рада Вас приветствовать у себя на страничке. Вот и остались позади новогодние каникулы!...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за следами на снегу»
Цель: научить детей наблюдать за изменениями, происходящими вокруг нас; развивать познавательный интерес. Ход наблюдения. Воспитатель обращает внимание...