Выращивание кристаллов из сахара в условиях детского сада

Альбина Чурсова
Выращивание кристаллов из сахара в условиях детского сада

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-КЯХТИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

671824, РБ, Кяхтинский район, с. Усть-Кяхта, ул. Колхозная, 2,

тел. 8(30142) 96-2-62 e-mail: ysti-kyahtasad@mail.ru

Исследовательская работа

Выращивание кристаллов из сахара в условиях детского сада.

Выполнили: дети старшей группы «Солнышко»

Руководитель: Чурсова Альбина Назыровна,

воспитатель

Конкурс исследовательских работ и проектов

для детей старшего дошкольного возраста

Направление: наука о природе

(естествознание)

с. Усть-Кяхта, 2019 год

Содержание

Введение….3

I. Что такое кристалл …. 4

1.1 Виды и типы кристаллов….….…. 5

II. Образование кристаллов…. 7

2.1. Технология выращивания кристаллов в детском саду…. …. 8

III. Заключение ….11

Список литературы…. 12

Введение

Кристаллы (от греч. "кристаллос" - лёд, горный хрусталь) - твёрдые тела, имеющие естественную форму правильных многогранников.

Возможно, вы считаете, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы. Всё сказанное действительно справедливо, но… кристаллы – совсем не музейная редкость. Кристаллы окружают нас повсюду.

Зимой мы часто с детьми любуемся покрытыми инеем деревьями, внимательно рассматриваем снежинки во время снегопадов.

И на одном из занятий окружающего мира мы беседовали о том, что и иней и снежинки это кристаллы, которые образовываются из паров воды.

Детям стало интересно, а из чего ещё могут образовываться такие красивые кристаллы?

А так как дети очень любят узнавать все новое и интересное, мы решили по экспериментировать. Нам стало интересно узнать, можно ли вырастить кристаллы в условиях детского сада.

Выращивание кристаллов по истине увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное для большинства начинающих химиков. Тщательная подготовка и выполнение опыта по выращиванию кристаллов оттачивают навыки и умения аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать основные этапы своей работы. Неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека.

Тема исследования: выращивание кристаллов в условиях детского сада из сахара.

Гипотеза: при соблюдении всех правил, в условиях детского сада можно вырастить кристаллы из сахара.

Цель проекта: вырастить кристаллы из сахара в условиях детского сада.

Задачи:

- изучить, что такое природный кристалл, его свойства;

- изучить технологию выращивания кристаллов в условиях детского сада;

- самостоятельно вырастить кристаллы из сахара в детском саду.

I. Что такое – кристаллы

Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих частиц. Кристаллами называются все твердые тела, в которых слагающие их частицы расположены строго закономерно.

Может сложиться впечатление, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти это так. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы.  В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода — одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.

Мы окружены кристаллами, хотя и не знаем об этом. Кристаллы есть в каждом доме – это сахар и соль. Лёд и снег известны всем, а это кристаллы замерзшей воды. Если снежинку сбросить с рукава пальто, мы не услышим, как она упала, а может быть и сломалась, но вспомните, как скрипит под ногами снег. Это трещат и ломаются миллионы снежных кристаллов. На солнце снег искрится и «играет», это отражаются лучи солнца от плоских граней кристалликов снега. Само слово «кристалл» - это лед.

Людям было трудно поверить, что кристаллы образуются сами, это казалось слишком странным. Поэтому придумали сказания, мифы и легенды о кристаллах. Так, например, появилась на Урале «Хозяйка медной горы».

1.1 Виды и типы кристаллов

Царь всех кристаллов – алмаз

Кристаллы бывают очень разными. Существуют кристаллы, которые находятся глубоко в земле. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких кристаллов иногда достигают человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает несколько метров. Бывают маленькие кристаллы, узкие и острые как иголки, но также могут быть очень громадными. Иногда образуются кристаллы похожие на веточки дерева, очень хрупкие, но очень красивые. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые можно разглядеть только под микроскопом.  

Множество всех кристаллов можно классифицировать, разбить на несколько типов и видов, используя тот или иной характерный критерий классификации.

Рассмотрим несколько из них.

Во-первых, кристаллыследует разделить на две большие группы: идеальные и реальные.

Идеальные кристаллы – это математическая абстракция, используемая учеными для описания свойств настоящих кристаллов. Характерными признаками идеального кристалла являются гладкие грани, строгий дальний порядок, определенная симметрия кристаллической решетки и прочие характерные для кристалла параметры.

Реальные кристаллы – это те кристаллы, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Они имеют различные примеси, которые могут понижать симметрию кристаллической решетки, шероховатые грани, могут иметь не правильную форму, дефекты оптических свойств (если кристалл прозрачный). Но есть одно свойство, которое присуще как идеальному, так и реальному кристаллам — это дальний порядок, правило, по которому атомы располагаются в кристаллической решетке.

Еще одним критерием деления кристаллов на виды является их происхождение. По этому критерию кристаллы делятся на природные (естественные) и искусственные (выращенные человеком).

Природные кристаллы  вырастают в недрах нашей планеты в естественных для роста условиях.

Искусственные кристаллы  выращиваются в лабораториях или в домашних условиях. «Ростовики» сами создают необходимые условия для выращивания того или иного кристалла. К примеру кристаллы медного купороса можно с легкостью вырастить дома. Многие кристаллы могут быть выращены как самой природой, так и людьми, но существует множество примеров кристаллов, которые в природе «не произрастают». Единственный способ получить их — это вырастить в лаборатории.

Кристаллы также можно разделить по чисто эстетико-экономическому критерию на два вида — драгоценные и не драгоценные.

Драгоценные (кристаллы) камни – минералы, обладающие двумя основными характеристиками «драгоценности»: красота и редкость. Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры.

II. Образование кристаллов

Минеральные кристаллы образуются в ходе определенных породообразующих процессов. Огромные количества горячих и расплавленных горных пород глубоко под землей в действительности представляют из себя растворы минералов. Когда массы этих жидких или расплавленных горных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать.

Они охлаждаются очень медленно. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. Например, горный гранит содержит кристаллы таких минералов, как кварц, полевой шпат и слюда. Миллионы лет тому назад гранит был расплавленной массой минералов в жидком состоянии. В настоящее время в земной коре имеются массы расплавленных горных пород, которые медленно охлаждаются и образуют кристаллы различных видов.

Минералы являются частью земной коры, и составляют внутреннюю структуру планеты. Они образуются из расплавленной магмы, находящейся в глубинных слоях Земли, и затвердевающей при выходе. Под воздействием различных природных условий постепенно происходят сдвиги земной коры, отдельные её слои опять опускаются и расплавляются. Кристаллы и есть продукты этого геологического циклического процесса.

Каждый кристалл состоит из миллионов отдельных структурных элементов, называемых монокристаллами и образующих кристаллическую решётку. Элементарная ячейка кристаллической решётки представляет собой квадрат, в каждом углу которого находится атом. В кристаллах кварца – это атомы кремния и кислорода. Природные кристаллы кварца, добытые из земли, реагируют на сжатие и деформацию. В них появляются электрические заряды (пьезоэлектричество).

При нагреве кристалла кварца нарушается устойчивость его атомной структуры. Стремление природных сил к её восстановлению приводит к перераспределению электрических зарядов, и возникновению поляризации. Это называется пьезоэлектричеством.

2.1. Технологии выращивания кристаллов в условиях детского сада Технологии выращивания кристаллов из различных веществ не слишком отличаются друг от друга. Наиболее популярными веществами для этого являются поваренная соль, медный купорос и сахар.

Соль самая доступная и недорогая. Медный купорос хоть и доступен, но ядовит, и работать с ним нужно очень осторожно. А вот вырастить кристалл из сахара очень заманчиво. Хотя это «удовольствие не из дешёвых», но мы решили попробовать, ведь с ними можно потом попить чай. А пить чай с «вкусняшками» - одно из любимых занятий не только у детей, но и у взрослых.

Сладкие кристаллы — и развлечение, и лакомство

Все мы любим леденцы, и поэтому всем нам будет интересна технология выращивания кристаллов из сахара. Такой леденец из сахара можно вырастить за три или четыре дня. Конечно, сделанный в условиях детского сада, он будет выглядеть не так эффектно, как купленный, но зато вы будете знать, что вы сделали его сами, и что в нем нет никаких вредных веществ.

Итак, как вырастить кристалл из сахара? Для того чтобы начать его изготовление, вам понадобится стакан горячей воды, сахар, емкость (например, блюдце). Может пригодиться пищевой краситель.

Мы приступили к реализации своей мечты. Я посмотрела несколько сайтов, выписала рецепты.В основном они оказались одинаковыми: +- 1 стакан сахара. Оптимально выращивать за раз 5 кристаллов.

Взяли 2 стакана воды и 5 стаканов сахара.

Также понадобиться кастрюля, стаканы (желательно прозрачные, не очень толстая бумага (у меня картон) и деревянные шпажки.

Я сделала в кастрюле раствор из четвертинки стакана воды и 2 ложек сахара. Нагрел все это на плите и до полного растворения. (так как для детей это процедура не безопасна)

Затем мы взяли шпажки, опустили их по очереди в сироп и сразу же обмакнули в сахар. Главное, чтобы кристаллы сахара равномерно распределились по палочке. После этого оставили их высыхать на ночь.

На следующее утро в кастрюлю с 2 стаканами воды добавила 2,5 стакана сахара. Растопила все это на огне, затем высыпала сахар, который еще остался. Как только растворился и он, оставила сироп на выключенной плите минут на 20.

В это время мы подготовил палочки-затравки.Есть несколько способов:

- взять приготовленные палочки и у верхней части, где нет сахаринок, привязать ниткой крест-накрест вторую палочку, без сахара. Это нужно для того, чтобы затравку можно было вертикально опустить в стакан с раствором;

- вместо второй палочки, как держатель можно использовать обычную бельевую прищепку!

- взять плотный картон и воткнуть в него палочку с затравкой.

Нам больше понравился третий способ, так как он еще и одновременно защищает сироп с палочками от пыли (вместо пленки или газеты, что нужны при первых двух способах).

Сироп разлила по стаканам, пока он был еще горячий (иначе ничего не выйдет, под наблюдением детей старшей группы и накрыли стаканы картонками с засахаренными палочками.Очень важно: они не должны касаться ни дна стакана, ни тем более, его стенок!

Стаканы с палочками поставили в теплое и укромное место, чтобы их никто не уронил невзначай. Кристаллы созрели через неделю, но мы оставили их еще на несколько дней, в надежде, что они станут больше.

Для того чтобы придать кристаллу цвет, можно в сироп добавить немного пищевого красителя из набора для пасхальных яиц, что мы и сделали. Если добавить в каждый стакан с сиропом красители разных цветов и получатся разноцветные кристаллы!

У нас все получилось!

Заключение

Задача исследования выполнена. Повышение температуры приводит к быстрому испарению раствора и увеличивает скорость роста кристаллов.  Кристаллы растут намного быстрее, когда много тепла и света. Весь процесс происходит за 2-3 недели. Кристаллы можно выращивать разного цвета и размера.

После проделанной работы,мы сделали такие выводы:

-мы узнали много интересного о том, что такое кристаллы, как и где образуются, какие бывают;

- изучили технологию выращивания кристаллов в условиях детского сада;

- вырастил кристаллы из сахара;

Теперь мы на собственном опыте убедились, что выращивание кристаллов самостоятельно возможно и это не просто увлекательное занятие, но и наука.  Мы можем любоваться кристаллами созданными природой, а можем получить кристаллы сами.

Выращивание кристаллов в условиях детского сада – весьма увлекательное занятие. Кроме этого, эксперименты с выращиванием кристаллов просты, доступны, недороги и относительно безопасны.

В дальнейшем нам бы хотелось более внимательно изучить свойства различных кристаллов. В другой раз попробуем вырастить кристаллы из соли.

Список литературы

Алексинский В. Н.Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1995.

Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.

 

Интернет ресурсы:

Все о минералах http://urai.net.ru/nano/

Выращивание минералов http://urai.net.ru/crystal/p2aa1.html

http://www.kristallikov.net/page6.html.

http://www.areyoutheone.ru/kristally.html

http://www.kristallikov.net/page6.html

http://www.domsovetof.ru/publ/raznye_sovety/sovety_razvlechenija/kak_vyrastit_krasivye_kristally_u_sebja_doma/63-1-0-1533

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (декабрь 2020)Тема: «Выращивание кристаллов соли» Введение Кристаллы.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Выращивание кристаллов из сахара в условиях детского сада
Опубликовано: 3 марта 2021 в 15:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Мастер-класс открытки к Пасхе «Я родился» в технике «ниткография» с элементами...
Предание гласит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Именно яйца всегда символизировали новую жизнь,...
Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с...
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической работы со всеми...
Физкультурный досуг «Мы — космонавты» для детей подготовительной группы
МДОУ д/с "Сказка" д. Сухоноска Воспитатель : Пескова А. М. Цель: Создать радостное, праздничное настроение у детей. Задачи. 1. Расширить объём знаний...