Папки-передвижки

Социально-половое воспитание в ДОУ

Евгения Николаевна Лысенко
Социально-половое воспитание в ДОУ

Тотальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес к проблемам социально-полового воспитания в образовательных учреждениях. Одной из социальных проблем воспитания в дошкольном учреждении является проблема системы воспитания. В свете последних лет задачи воспитания формулирует государство. Примером этому служат нововведения ФГТ и ФГОС. Государство ищет те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Однако социально-половая проблема воспитания может быть решена только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т. д.

Публикация «Социально-половое воспитание в ДОУ» размещена в разделах

Социально-половое воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Но в современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены задачи социализации.

Ещё одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры. Традиционный конфликт «отцов и детей» сохраняется и сегодня. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития. Наблюдая за родителями нашего детского сада, я отметила, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает.

Взрослые всегда невольно сравнивают своих детей. Конечно, все они очень разные – не только внешне, но и по характеру.

Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи.

Особи женского пола более стабильны и повторяемы, ведь только они могут воспроизводить себе подобных. Они закрепляют в себе полезные признаки, передают их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей.

На мужских особях природа приспосабливается к меняющимся условиям жизни, чаще экспериментирует, «апробирует» новые функции или даже органы.

В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Такой поиск и изменения дают разнообразие потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое, выгодное направление. Вот почему у мальчиков бывает больше полезных и вредных изменений (мутаций, генетических отклонений, а еще аномалий и пороков развития. Среди детей с отклонениями (грыжами, врожденными вывихами, глухотой, косоглазием, заиканием, другими речевыми дефектами и так далее) девочек намного меньше.

Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.

Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать. Реакция на выговор у мальчика приходится на первые минуты разговора, и в отличие от женщин-собеседниц он не может долго поддерживать эмоциональное напряжение, он к этому просто не приспособлен. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать. Мамам, бабушкам, няням, воспитательницам трудно понять и принять поведение мальчика – сами-то они по сути другие. Вот и получается, что они долго ругают мальчика, сердятся и возмущаются тем, что он не переживает вместе с ними, остается отстраненным и безучастным к их словам. Несмотря на то что у мальчиков-дошкольников острота слуха в среднем выше, чем у девочек, защищаясь от перенапряжения, они просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.

Родители не знают, как развивать речь детей в раннем возрасте. С детьми родители разговаривают мало, книги им не читают. Забыты детские традиционные народные игры, которые развивали моторику рук ребёнка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Мы, взрослые, по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем различные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяют плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают. А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребёнок в три года должен…», «. к пяти годам он уже умеет…». Обучаем одинаково, несмотря на различие. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, мальчики более подвижны, чем девочки. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, они осваивают его вертикально. Забираются на лестницу, тумбочку.

Придя в детский сад, ребёнок познаёт себе подобных так, как он это делал с игрушками дома. Он может укусить другого ребёнка, ткнуть пальцем в глаз, обнять, когда другой ребёнок плачет. Идёт процесс познания. Ребёнок начинает понимать, что он отличается от других. И это отличие видит, в частности, в туалетной комнате. Пример из жизни детского сада. Дети младшей группы в туалете, мальчик спрашивает девочку:

- Тебе делали опелацию?

- Нет.

– Он у тебя отолвался?

- Нет, у меня не было.

Мальчик делает вывод:

- Интелесная констлукция.

Так дети познают биологическое отличие полов.

Мальчик пытается подражать бабушке – лепит на голову бигуди. Проходящий мимо дедушка с возмущением говорит:

- Андрей, что ты делаешь? Ты же мужик! Положи на место бабушкины бигуди и больше их не бери!

Так начинается гендерное воспитание. И оно сопровождает подрастающего ребёнка постоянно.

– Андрюша, кто тебе ногти накрасил?

Ребёнок счастливо улыбается. Он попросил маму и она накрасила ему ногти.

– Ногти красят только девочки и тёти, а ты – мальчик. Больше к нам не приходи с накрашенными ногтями.

И маленький Андрей прячет свои ногти за спину, так как ему нравится приходить к дедушке в гости.

Когда биологический и социальный пол идентичны, наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.

Другой пример из жизни.

Ко мне однажды пришла мама 6-тилетней девочки. Девочка не хотела носить платья, а потом вообще заявила: «Хочу быть мальчиком!». Выяснилось, что папа очень хотел мальчика, а родилась девочка. И для того, чтобы родители жили в мире, девочка решила стать мальчиком. Несовпадение биологического и социального пола приводят к психологическим отклонениям.

Как же воспитывать детей, чтобы не возникало таких проблем? Какие условия для развития создать, чтобы из мальчиков выросли настоящие мужчины, а из девочек – настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе.

Воспитание дошколят не ставит целью сексуальное просвещение, речь идет о морально-половом воспитании как комплексной педагогической проблеме, осознанной, грамотной помощи ребенку в ее социальном, моральном и личностном развитии.

Работа с детьми по половому воспитанию должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач :

умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;

развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;

формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;

развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности.

помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;

Современный воспитательный процесс требует от педагога большого интеллекта, осознанного принятия решений и гибкого реагирования.

Поэтому в воспитательном процессе можно использовать такие методы и приемы:

• сюжетно-ролевые игры «Семья», «Семья на отдыхе», «Принимаем гостей», «Ребенок родился»;

• индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок и художественных произведений. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит вести себя девочке или мальчику. Слово – один из сильнейших раздражителей психики. Слушая сказки, дети идентифицируют себя с положительными героями, получая этические ориентиры полового поведения. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из литературных произведений дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Формировать все эти качества очень важно, но получается так, что мы воспитываем мальчиков только как мужественных людей, а не будущих отцов и мужей. А девочек в первую очередь готовим быть женами и матерями.

1. «Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины» - сказки «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша и топора», «Мужик и медведь»

2. «Маленькие умельцы и умелицы» - сказки «Крошечка - Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка»

3. «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины» - сказки «Никита Кожемяка», «Русалочка», «Добрыня и змей»

4. «Мужской и женский этикет» - «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица»

5. «Мальчики и девочки – будущие мама и папа» - «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик-с-пальчик»

• проблемные ситуации, близкие опыту детей, в том числе и театрализованные проблемные ситуации (из нескольких вариантов поведения дети выбирают правильную);

• изготовление подарков к женским и мужским праздникам;

• обучение умению делать комплименты, чувствовать и замечать, когда нужна помощь, сочувствие, понимание (когда мальчики открывают перед девочками двери, девочки должны поблагодарить их, чтобы был стимул и желание проявлять знаки внимания);

• дидактические игры (для того, чтобы ребенок мог сравнивать себя не только с противоположным полом, но и с представителем своего пола старшего возраста (юношей, мужчиной, стариком) – одежда для разных возрастов – «Одень куклу-мальчика как ребенка, юношу, взрослого человека».

Обязательное педагогическое условие оптимально организованного социально-полового воспитания – естественность поведения взрослого, готовность ответить на все вопросы ребенка без стыда и страха. Дети не понимают отличия между вопросами типа: «Как отличить домашних и диких животных?» и «Как отличить девочку от мальчика?», но они четко замечают отличие реакций взрослого на такие вопросы. Из-за низкой половой культуры взрослых допускаются грубые ошибки в отношении к вопросам детей. Им начинают доказывать, что они еще маленькие, чтобы этим интересоваться, тем самым провоцируя несвойственный для этого возраста интерес к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.

Если родители и педагоги спокойно, в минимальном объеме, правдиво удовлетворят интерес ребенка к функционированию половых органов человека и процессу рождения, им не придется искать ответы на естественные вопросы у посторонних людей, подсматривать и т. д. Именно отсутствие информации толкает ребенка к поиску важных для мировоззрения ответов.

Какими бы ни были наши ответы по содержанию, они должны быть правдивыми, объективными и научными. Сказки про аистов, про капусту не только не отвлекают от интимной стороны жизни взрослых, но и мешают нормальному развитию полового сознания ребенка. Все равно настанет время, когда все придуманное будет аннулировано «уличной информацией». И тогда у ребенка появляется разочарование, недоверие к взрослым. Замечено: чем старше дети, тем меньше вопросов они задают родителям и педагогам.

Литература:

1. Виноградова Н. А. Формирование гендерной идентичности//Библиотека журнала «Управление ДОУ-2008г.

2. Волошкина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений// Начальная школа-2000г.

3. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации// Педагогика- 2012г.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М,1976г.

5. Фоломеева М. В. Современные проблемы социального воспитания в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2014г.

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора»Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора» Отчет по самообразованию Социализация Автор: Макарова Мария Юрьевна 28.05.2015 В 2014- 2015 учебном году я работала над темой самообразования.

Половое воспитание. Материал для родительского собрания Половое созревание – нелегкий период. Да, дети растут быстрее, чем мы родители, это замечаем. И подростковый возраст часто наступает.

Рабочая учебная программа по разделу «Социально-нравственное воспитание» Содержание работы в старшей группе. Тематика занятий Информационно-методическое обеспечение Задачи Предметно-пространственное обеспечение.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Физическое воспитание в ДОУ» Цель: • Уточнить знания педагогов по разделу формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста. • Активизировать мыслительную деятельность.

Социально — нравственное воспитание Народные традиции являются эффективными регуляторами социального поведения и отражают психологический облик конкретного народа. Через традиции.

Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем.

Социально-нравственное воспитание дошкольников «Годы чудес» - так называют ученые первые годы жизни ребенка. То, что мы заложим в него в этот период, оставит неизгладимый отпечаток на.

То, о чем молчат. Половое воспитание детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов и родителей. В современном обществе до сих пор существуют пережитки прошлого, когда о сексе, половом воспитании, говорить не принято, и более того постыдно.

Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности Чтобы заложить в годы детства основу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-половое воспитание в ДОУ
Опубликовано: 27 марта 2017 в 13:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД