Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора»

мария макарова
Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора»

Отчет по самообразованию

Социализация

Автор: Макарова Мария Юрьевна

28.05.2015

В 2014- 2015 учебном году я работала над темой самообразования «Социально-нравственное воспитание детей 4-5лет посредством народных игр и фольклора

Эта тема выбрана мною не случайно. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, позволяющих в общении закладывать фундамент всех полезных и необходимых навыков социально-нравственного воспитания.

Цель моей работы: Способствовать благоприятной обстановке, установлению добрых отношений в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребёнка; формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в повседневной жизни, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Поставила перед собой следующие задачи:

1. Прививать навыки общения и коллективного творчества;

2. Развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;

3. Развивать у детей умение использовать малые формы фольклора в повседневной жизни.

Для того чтобы достичь мастерства в использовании фольклора в повседневной жизни, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Я считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно. Считаю необходимостью изучения произведений детского фольклора, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Поэтому я широко применяю их в своей работе с детьми.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы; работа над планом художественно-речевого клуба " Скоморошина " для детей 4 лет; занятия с детьми в клубе " Скоморошина "; использование малых форм детского фольклора с детьми 4-5лет в повседневной жизни.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме

1. Р. С. Буре "Социально-нравственное воспитание дошкольников. 3-7 лет.

2.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников, что помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи) .

3.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей)

4. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание/ И. Ф Свадковский - М.: Изд-во Москва, 1972

5. Купина Н. А., Богуславская Н. Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры. / Н. А. Купина, Н. Е Богуславская - М.: Изд-во Просвещение, 1992

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва,2004

7. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

8. Журналы "Дошкольное воспитание", "Воспитатель ДОУ" (Они помогли мне подобрать малые формы фольклора для работы с детьми в повседневной деятельности.)

Разработала план Художественно-речевого клуба "Скоморошина", конспекты занятий с детьми. Показала открытое занятие клуба "Скоморошина". Занятия клуба проводились два раза в месяц, в вечернее время.

Я считаю, что приобщение детей к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования социально-нравственных качеств, которую можно эффективно решить с помощью малых форм детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в повседневной жизни детей, так как в общении закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков социально-нравственного воспитания. Посредством детского фольклора ребёнок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Я использовала в своей работе малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты.».

Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, ведь подражание — движущая сила в развитии ребенка!

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

• в обучении правильному произношению;

• в приобщении детей к русской национальной культуре;

• В режимных моментах

• в беседах;

• в наблюдениях;

• в народных подвижных играх;

Для работы в повседневной жизни подобрала песенки, потешки и т. д. для использования фольклора в режимных моментах:

Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора»

Использую фольклор в своем общении с детьми, это способствует благоприятной обстановке, установление добрых отношений в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности детей. С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Во время проведения режимных моментов осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребёнка, приобретаются навыки необходимые ребёнку в повседневной жизни. Соблюдение режима проходит легче, веселее, интереснее под весёлые народные песенки, потешки, пестушки, да и различные формы фольклора легче запоминаются если их использовать в режимных моментах.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того.

Отчёт по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

Отчёт по самообразованию Воспитание дружелюбия в совместных играх (старшая группа)Отчёт по самообразованию Воспитание дружелюбия в совместных играх (старшая группа) Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить быть сдержанными и доброжелательными, усваивать нравственные понятия через.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. Она не может.

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Основа.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Социально-нравственное воспитание дошкольников Введение. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед.

Социально-нравственное воспитание дошкольников «Годы чудес» - так называют ученые первые годы жизни ребенка. То, что мы заложим в него в этот период, оставит неизгладимый отпечаток на.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством народных традиций В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Образование,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора»
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 14:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День нерпенка

«Живая нерпа лучше шапки», «Они не шкуры, а дети» — под таким девизом проходит в России экологический праздник, День нерпенка. Цель этой природоохранной акции — защитить бельков, детенышей нерпы, на...

24 мая. День славянской письменности и культуры

Азбуки (алфавиты) на основе кириллицы стали системой письменности для восьми славянских и ещё ста языков других народов. Из года в год мы, педагоги, способствуем процветанию славянской письменности и...

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент...
Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный год была...
Формирование гражданской принадлежности и патриотизма у детей средствами музейной...
Н. В. Мезенцева, воспитатель дошкольной группы МКДОУ детский сад с. Среднеивкино Верхошижемского района Кировской области ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ...
Игра по математике для учащихся школы «Бой эрудитов»
Цель занятия Пробудить интерес к изучению математики, развитие геометрической интуиции , криативного мышления, умения применять знания в новой ситуации ,...