Выступление к семинару «Театральный калледоскоп»

Краснова Светлана
Выступление к семинару «Театральный калледоскоп»

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности. Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов и упражнений, направленных на освоение актёрских навыков. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театральная деятельность требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно.

Таким образом, театрализованнаядеятельность способствует:

– усвоению и закреплению детьми учебного материала;

– развитию речи и мелкой моторики;

– формированию коммуникативных навыков;

– развитию творческих способностей;

– формированию умения взаимодействовать с окружающими;

– становлению чувствительно-эмоциональной сферы;

– появлению устойчивого интереса к художественной литературе;

– воспитанию эстетического вкуса;

– развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности театрализованной игровой деятельности. Не все время дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий. Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, его воображение, активность реакций, в детском саду создаются театральные уголки. Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. В детском саду театральные зоны, как правило, состоят из нескольких блоков. При их формировании нужно учитывать возрастной фактор. В оформлении театрального уголка в детском саду ключевую роль играет так называемая кукла-зазывалка. Это своего рода талисман и хранитель театра. В качестве этого предмета может выступать любой персонаж из сказки. Он может быть даже вымышленным, главное, чтобы он всегда был на видном месте. Желательно, чтобы этот атрибут театра находился всегда в театральном уголке и занимал центральное положение. Еще лучше, если он будет принимать участие в постановках или выступать в роли зрителя. Деятельность творческого уголка должна иметь четкую направленность. Поэтому нельзя просто пустить на самотек игры-постановки детей. Необходимо постоянно контролировать процесс театральной деятельности. С этой целью с детьми просматривают кукольные спектакли и проводят беседы по ним, устраивают игры-драматизации, литературные конкурсы «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Разыгрывают сказки и инсценируют постановки по стихотворениям. Также обязательно выполняют упражнения для формирования выразительности исполнения роли.

Театрализованныеигры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские игры (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

1) игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

2) инсценировки произведений;

3) постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

4) игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без

предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а

ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет

«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные

средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в

соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду:

настольный театр – плоскостной и объемный. Бумажный настольный театр

(картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском

журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно

начинать спектакль. Магнитный настольный театр представляет собой

металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки. Театр из

природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно

размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр. К этому виду относится театрализованная деятельность, для

проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или

игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в

детском саду: пальчиковый; перчаточный. «Перчаточных кукол» можно

сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые

элементы (лицо, руки, одежду и т. д.). Важно отметить, что пальчиковый театр,

помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику

дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование

речи детей. Ладошковый театр на тарелках – это маски-рукавички. Театр

сделан из одноразовых бумажных тарелок. Раскрашен акварельными красками,

покрыт бесцветным лаком.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую

крепятся фигурки персонажи и декорации.К такому виду относятся:

1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого

вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный

самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного

произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки.

Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять

необходимые фигурки на фланелеграф.

2. Магнитный театр представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий

вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются

магнитные полосы вместо липучек.

3. Теневой театр в детском саду — самый загадочный и необычный для

восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для

организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая

ткань, фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана,

картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно

создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется

«театр живых теней».

Верховой театрбывает следующих видов: театр «Би-ба-бо». Бибабо —

простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет

специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец

служат для жестикуляции руками куклы. В принципе, это тот же «перчаточный»

театр, так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что

используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются

зрителям на уровне выше роста кукловода. Не менее интересным считается театр

ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить

самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная или

пластмассовая ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку

одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля

малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку. Театр на палочках

очень нравится детям. Легко и удобно держать. Изображение персонажа

двухстороннее. Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты

персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт

прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее

повороту. Чаще других организуется театр «живой» куклы в детском саду.

Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи,

окружающему миру, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого»

театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или

Новому году.Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

театр масок; театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли

кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники.

Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей. Тогда, как театр масок,

театр шапочек подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие

воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог

может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся

малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготавливаются маски шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут

быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые

крепятся резинкой вокруг головы. Театр платковых кукол. Эти куклы

называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется

платок, а к его краям пришиваются резинки. Голова крепится на шее у кукловода,

а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность

кукловоду свободно двигаться, танцевать. Применение платковых кукол

развивает пластику, координацию движений у детей. Театр на дисках. Для

изготовления понадобятся диски, картон, ткань или цветная бумага, клей "

Момент",прищепки. В детском саду широко используется киндр – театр для

детей, а так же с удовольствием дети играют с необычными куклами из мочалок.

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, нужно показывать

им личный пример. Педагог должен сам уметь вживаться в разные роли,

использовать разные виды театров на занятиях. А сейчас, уважаемые коллеги, я

предлагаю вам побыть в роли актёров в разных видах театра. Сейчас

вы сможете оценить творческие способности друг друга.

Игра драматизация: 1) нужно представить себя человеком, который выиграл 1

мил. рублей и показать это.

2) покажите, что вы чувствуете, когда кошки наступают на хвост.

3) пропойте своё имя и фамилию.

Теневой театр: 1) изобразите любое животное руками. 2)изобразите цветок

руками, птичку.

Ладошковый театр: 1) исполните песенку колобка так, как будто вам очень

страшно или вы чего то боитесь.

2) исполните песенку колобка так, как будто вы сильно мёрзните, 3) как будто вы

заикаетесь.

А сейчас я объявляю антракт, и мы поиграем в игру на снятия мышечного

напряжения: «Не перепутайте движение»

На слово «земля» - руки вниз.

«Вода» - руки перед собой.

«Воздух» - руки вверх.

«Огонь»- руками делаем фонарики.

Театрализованную деятельность в детском саду можно включать во все

режимные моменты: самостоятельную деятельность дошкольников,

организованную – образовательную деятельность, совместную деятельность

детей и взрослых в свободное время. Но в каждой возрастной группе есть свой

определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной

вид театра.

1 младшая группа

Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями.

Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром, вызвать интерес к нему, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми.

1. Знакомство с театральной куклой Би-ба-бо и театрализованными играми.

2. Игры-имитации.

3. Отработка основных эмоций.

4. Пальчиковый театр

2 младшая группа

Последовательное знакомство с видами театров, основами актерского мастерства.

1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц.

2. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.

3. Игра-импровизация под музыку.

4. Однотемная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток.

5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов.

6. Ролевой диалог героев сказок.

7. Инсценирование фрагментов сказок о животных.

8. Однотемная игра-импровизация с несколькими персонажами по народным

сказкам и авторским текстам.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Средняя группа

Кукольный театр следует объединить с театрализованной игрой.

1. Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок.

2. Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых».

3. Постановка спектакля по произведению.

4. Знакомство с мимикой и пантомимикой.

5. Постановки театра по поэтическим и прозаическим произведениям (С. Маршак

«Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Путаница»)

6. Пальчиковый театр в самостоятельной деятельности («Жили у бабуси», С. Михалков «Котята», Л. Зубкова «Мы делили апельсин»)

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.

Старшая группа

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

1. Детям уже доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе и на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.

2. Добавляются кулы-марионетки, куклы с живой рукой.

3. Используются русские народные сказки-басни о животных.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей. Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова,, М. Зощенко, Н. Носова)

Подготовительная группа

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованныепредставления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложным характером героев, трудными для разработки мизансценами (расположение актеров на сцене).

Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах и по разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами.

И в заключении хочется сказать:

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Театральный уголок «Добро пожаловать в театр!»Театральный уголок «Добро пожаловать в театр!» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас.

Фотоотчёт «Наш театральный уголок»Фотоотчёт «Наш театральный уголок» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Лэпбук «Театральный Курган»Лэпбук «Театральный Курган» ЛЭПБУК «Театральный Курган»Цель использования лэпбука: развивать интерес детей 5-7 лет к театральному искусству. Задачи:расширять представления.

Подготовка к семинару. Идеи для оформленияПодготовка к семинару. Идеи для оформления В марте этого года на базе нашего детского сада будет проведён семинар «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».У нас такое.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Выступление к семинару «Театральный калледоскоп»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 08:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Фотовыставка «Наши мамы — мастерицы», ко Дню матери
Фотовыставка " Наши мамы - мастерицы" , ко Дню матери в младшей группе. Здравствуйте, уважаемые коллеги . Предлагаю вашему вниманию фотовыставку " Наши...
Информационные уголки для родителей в детском саду
Ежедневная работа детского сада начинается с утреннего приема детей в группу. Здесь, в приёмных, и расположена основная информационная зона для родителей....
Кружковая работа «Творчество и искусство» Нетрадиционная техника рисования...
Цель: знакомство с новой техникой рисования "штампование" и использование её в работе с детьми. Задачи: 1. Познакомить детей с техникой рисования...