Папки-передвижки

Выступление на ГМО для социальных педагогов «Формы социально-педагогической работы с семьей»

Перевалова Светлана Сергеевна
Выступление на ГМО для социальных педагогов «Формы социально-педагогической работы с семьей»

Формы социально - педагогической работы с семьей.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения, значение которых трудно переоценить: семейное и общественное. Каждая, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Публикация «Выступление на ГМО для социальных педагогов „Формы социально-педагогической работы с семьей“» размещена в разделах

Семейное воспитание играет главенствующую роль в развитии ребенка. Уклад семьи, семейные традиции, стиль общения в семье – все это накладывает определенный отпечаток на личность ребенка. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка и коррекции негативных воспитательных воздействий. Кроме того, усилия детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Задача педагога – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на четыре группы:

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

Наглядно-информационные.

К индивидуальным формам работы относятся : беседы, консультирование, социальный патронаж.

Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.

К групповым формам работы относятся : групповая консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи.

К коллективным формам работы относятся : различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий,

К наглядно-информационным формам работы относятся : выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, листовки, буклеты, памятки и др.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими и, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых, исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр. ;

- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи. Мониторинг - это система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено для оказания помощи родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: беседа, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини – тренинги, метод активного слушания и пр.

- Телефонное консультирование.

- «Электронный дневник, СМС, онлайн-консультации»

Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – проводят консультации.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т. е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы воспитанников (учащихся).

Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

Формирование у родителей потребности в самообразовании (с помощью сайта ОУ)

2. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – консультации и тренинги.

Групповая консультация. Этот метод может использоваться на родительском собрании – где соцпедагог кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться. Проводит ролевые игры. Например «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

Социально - психологический тренинг - для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

3 Коллективные методы работы с семьей - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий.

Родительские собрания также можно проводить нетрадиционным способом, например, в форме квест-игры. Где родители в ходе испытаний получают карту, с помощью которой путешествуют по образовательному учреждению, встречаются с узкими специалистами, которые проводят с родителями консультации, беседы, тренинги.

В формате таких собраний происходит формирование благоприятного психологического климата в родительском коллективе, развитие умения работать в команде.

4 Наглядно-информационные методы работы с семьей – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты, листовки, памятки и д. р.

Для многих родителей важно и действенно напоминание об ответственности – в виде Памятки, где собраны выдержки из Закона… Тем более, что они знакомятся с этим под подпись! Памятка им вручается… Также использование буклетов с рекомендациями на различные темы – например «Агрессивные дети», «Рекомендации родителям тревожных детей», «Права детей», «Гиперактивность».

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Рассмотрев проблему семей «группы риска», изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической, материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью таких семей может привести к необратимым последствиям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Современные формы работы с семьей» Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Инновационные формы работы с семьей как условие совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса «Дети – зеркало семьи» - это замечательное выражение, которое точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи.

Консультация для педагогов «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоравительной работы с детьми в ДОУ» Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная задача педагога, от решения которой зависит будущее страны. Здоровье.

Консультация для педагогов «Новые формы оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками» Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное.

Консультация для родителей и педагогов «Формы работы с детьми для улучшения здоровья дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Формы работы с детьми для улучшения здоровья дошкольников» Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство –.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

Фотоотчет «Нестандартные формы работы с родителями-игротеки, как средство взаимодействия с семьей воспитанников»Фотоотчет «Нестандартные формы работы с родителями-игротеки, как средство взаимодействия с семьей воспитанников» Не секрет, что работа с родителями-одно из важнейших направлений ДОУ. К сожалению, современный родитель не всегда рад взаимодействовать.

Консультация «Нетрадиционные формы и приемы работы с семьей в детском саду» Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,.

Нетрадиционные формы работы с семьей «Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность» Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность. Семья и дошкольное учреждение – два.

Основные формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника Основой работы педагога с семьей в ДОУ является взаимодействия: 1. Диалог с родителями (обмен опытом, мнениями, переживаниями) 2. Совместная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на ГМО для социальных педагогов «Формы социально-педагогической работы с семьей»
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 14:13
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД