Наталья Казова
Выступление на городском семинаре «Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед ГБДОУ д. с. №17 Петродворцовый район СПб Казова Наталья Анатольевна
Одним из основных направлений теоретических аспектов компетенции воспитателя логопедической группы являются особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР.
Публикация «Выступление на городском семинаре „Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Специальные знания в области речевой патологии необходимы,так как они определяют цели, задачи, содержание и, в конечном счете, качество коррекционной работы воспитателя. Поэтому воспитатель, пусть не в таком объеме и не так глубоко, как логопед, должен знать причины, структуру и проявления ОНР, как преобладающего нарушения речи у детей логопедических групп.
Причины ОНР
Это различные неблагоприятные биологические и социально-бытовые факторы, которые действуют в период внутриутробного развития, в момент родов и первых дней жизни или в первые годы жизни ребенка, когда формируется его речь.
1.Внутриутробная патология - это различные вирусные инфекции, интоксикации, токсикозы матери во время беременности, несовместимость крови по резус-фактору.
2.Родовая травма, асфиксия во время родов, Кесарево сечение, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям в той или иной степени.
3.Различные заболевания в первые годы жизни .
Особенно опасными являются частые инфекционно-вирусные заболевания и менинго-энцефалиты.
4.Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5.Неблагоприятные наследственные факторы, генетические заболевания.
6.Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к дефициту общения, педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы.
Речь – высшая психическая функция, которой природа одарила только человека. Наличие полноценной речи обеспечивает полноценное функционирование различных отделов коры головного мозга.
В ряде случаев сочетание различных неблагоприятных факторов вызывает органическое поражение центральной нервной системы, т. е. нарушение ее целостности. А это в свою очередь приводит к поражению речевой функции. ОНР почти всегда обусловлено органическим поражением ЦНС за исключением легко обратимой формы, связанной с неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни ребенка. Чем раньше наступило поражение мозга, тем сложнее будет структура речевого нарушения. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
Неврологическая симптоматика, свидетельствующая об органическом поражении ЦНС: это слабость, вялость, неточность и нескоординированность движений органов артикуляции, мимической мускулатуры, мелкой и общей моторики.
«Стертая дизартрия» в логопедическом заключении говорит о том, что у ребенка имеются нарушения иннервации речевого аппарата, вызванные поражением отделов мозга, отвечающих за подвижность органов артикуляции. У наших детей неврологическая симптоматика в большинстве случаев носит стертый неярко выраженный характер.
В зависимости от того, какие отделы нервной системы пострадали в большей степени, недоразвитие будет преимущественно касаться двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.
Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речи:
1.Фонетика При ОНР к 4-5 годам сохраняется нарушение произношения 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, сонорные - Р, Р', Л, Л', аффрикаты - Щ, Ч, заднеязычные К-Г-Х, дефекты смягчения и оглушения согласных).
2. Несформированность фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез, представления).
При ОНР ребенок с нормальным биологическим слухом не различает звуки речи, сходные по звучанию и по артикуляции. Это приводит к смешению и неточному произношению оппозиционных фонем: с-ш, з-ж, с-ц, р-л, ч-ть и др. Несформированность фонематического анализа и синтеза приводит к нарушению звуконаполняемости и слоговой структуры слов.
3.Лексика. Словарный запас детей с ОНР отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Он беден и скуден.
4.Грамматический строй речи. У таких детей наблюдаются стойкие аграмматизмы при словообразовании, словоизменении, при различных видах согласования,пропуски предлогов и др. Дети затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
5.Связная речь. Все перечисленные затруднения отражаются в связной речи детей. Им доступны лишь простейшие формы диалога (утвердительный или отрицательный ответ; реплики, не содержащие связного высказывания). Монологическая речь у таких детей отрывочная, фрагментарная, непоследовательная.
В зависимости от степени выраженности нарушений компонентов речи в ОНР выделяют 4 уровня речевого развития.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи как средства общения. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают их мимикой и жестами.
Как правило, I уровень речевого развития вызван грубым поражением ЦНС. В структуру речевого дефекта таких детей входят и нарушения неречевых психических функций, расстройства эмоционально-волевой сферы, у них часто нарушена моторика.
У детей II уровня речевого развития кроме «лепетных» слов появляются искаженные общеупотребительные слова. Произносительные возможности таких детей значительно отстают от возрастной нормы. У них наблюдается нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов.
II уровень речевого развития так же сочетается с выраженной неврологической и психопатологической симптоматикой. Такие дети часто отличаются общей моторной неловкостью, плохой координацией движений. Часто наблюдается двигательная расторможенность, нарушения мышечного тонуса, вялость и слабость артикуляционной и мелкой моторики. Незрелость эмоционально-волевой сферы: эмоциональная неустойчивость, чрезмерная раздражительность и агрессивность.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Таких детей часто понимают только близкие.
У детей III уровня речевого развития, как правило, отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы, отмечается достаточно благополучное раннее психомоторное и речевое развитие. У них могут наблюдаться лишь стертые неврологические дисфункции. Дети достаточно спокойны, умеют внимательно слушать, запоминают инструкцию, стараются проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, у них хорошо формируются культурно-гигиенические навыки.
IV уровень (по Т. Б. Филичевой) характеризуется незначительными нарушениями всех компонентов языка.
В логопедические группы ДОУ попадают дети, в основном, со 2 и 3 уровнем речевого развития.
Структура речевого дефекта.
ОНР – системное недоразвитие со сложной структурой дефекта, в которую входят речевые и неречевые нарушения. Речь и другие психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление в процессе развития взаимосвязаны. Поэтому неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей сенсорных, интеллектуальных и эмоционально – волевых нарушений. Понимание сложной структуры ОНР, содержащей три блока речевых и неречевых нарушений, ответит нам на 3 главных вопроса:
1. Что должно стать объектом коррекционной работы логопеда и воспитателя?
2. Почему мы должны работать не только над развитием речевых, но и над развитием неречевых функций?
3. Какие отклонения в эмоционально-волевой и личностной сфере у наших детей обусловлены речевыми проблемами?
Нарушение неречевых психических функций у детей с ОНР. [/i]
1. Снижение продуктивного внимания и восприятия. Дети быстро утомляются и перестают воспринимать учебный, особенно словесный материал, а вот, например, мультфильмы могут смотреть достаточно долго и заинтересованно. Утомление и истощение внимания и восприятия у одних детей выражается в двигательном беспокойстве и возбуждении: дети болтают ногами, руками, крутятся. Другие, наоборот, ведут себя тихо, спокойно, но не воспринимают происходящее.
2. Снижение вербальной памяти.
3. Нарушение зрительной памяти. Детям трудно запомнить и восстановить порядок расположения предметов или картинок.
4. Недоразвитие словесно-логического или вербального мышления. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка. Мышление, в свою очередь, делает речь логичной, понятной, последовательной. Даже в ходе специального обучения наши дети с трудом овладевают такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, затрудняются при установлении закономерностей.
5. Нарушение моторики: общей, мелкой и артикуляционной. У некоторых детей наблюдается плохая координация, неточность, снижение скорости выполнения общих движений. Дети спотыкаются, спускаясь и поднимаясь по лестнице, медленно едят и одеваются или наоборот делают это слишком быстро и неаккуратно. Большие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Это особенно видно на музыкальных занятиях и на физкультуре.
Пальцы рук у них слабые, малоподвижные. Многие 5-ти летние дети неправильно держат ложку, с трудом держат карандаш, не могут точно раскрасить или заштриховать картинку, не могут застегнуть и расстегнуть пуговицы. Нарушения артикуляционной моторики выражаются в вялости и слабости органов артикуляции, в неточности и неполноте движений, что приводит к нарушению произношения звуков и к общей невнятности и смазанности речи.
Отклонения в эмоционально-волевой и личностной сфере
вызваны трудностями в общении со сверстниками и взрослыми. Это страх перед общением, чувство неуверенности в себе, замкнутость, пассивность, ранимость, обидчивость, плаксивость, а так же негативизм, повышенная раздражительность и возбудимость, конфликтность и агрессивность,нестойкость интересов и склонность к спонтанному поведению.
Все перечисленные особенности являются следствием системного нарушения речи, а не просто нарушениями поведения и проблемами воспитания. По мере коррекции речевых и неречевых психических функций будут сглаживаться и негативные проявления в эмоционально-личностной сфере.
Мозг ребенка достаточно пластичен, а нервно-психические функции находятся в процессе непрерывного развития и созревания. Поэтому последовательная и терпеливая работа по преодолению у детей всех 3 блоков недоразвития в сложной структуре ОНР обязательно даст свои положительные результаты.
Используемые источники:
1.http://ru.wikipedia.org/wiki
2.«Особенности работы воспитателя логопедической группы»
Сагалова О. П. учитель-логопед ГБДОУ д/с №116 Выборгского района СПб
https://sites.google.com/. /osobennosti-raboty-vospitatela-logopediceskoj.