Ольга Кулякина
Выступление на мастер-классе «Волшебная пескотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Чудиновского Д. С.
«Волшебная пескотерапия»
Инавационные технологии в образовании
Материал подготовлен воспитателем: Кулякиной Ольги Евгеньевны
2016- 2017г.
Уважаемые коллеги. Я Кулякина Ольга Евгеньевна воспитатель Чудиновского детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения уже второй год работаю с детьми с песком. Предлагаю материал по пескотерапии.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желание, добра,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Публикация «Выступление на мастер-классе „Волшебная пескотерапия“» размещена в разделах
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру….
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Почему я выбрала именно песочную терапию?
Во-первых, при использовании игр с песком заметила, как существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством.
Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми дошкольниками.
Выше названые мной терапевтические эффекты игры с песком в первые был замечен шведским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, снова строит….
Но именно – это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходит тревога и страх. Ещё одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку представляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности.
Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Незатейливые игры и упражнения с песком обладают колоссальным значением для психики ребёнка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребёнок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Выделяют следующие виды игр с песком :
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте;
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д;
- проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребёнка, разовьют его творческую фантазию.
Значение этих игр:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Общие условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах д- 50 см ш-70 х в -от 8 -15 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8-15см — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 см 140 см 8 -15 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
-люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) позы должны быть как динамические, так и статические;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
- злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.
1)Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
2)Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
3)Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Песок - это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
Успехов в работе!