Щетинина Анжелика Анатольевна
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.
Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Формы работы по приобщению детей к чтению“» размещена в разделах
Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Так, например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину, А. Линдгрен, С. Я. Маршаку и татарским писателям Г. Тукаю, М. Джалилю, А. Алишу.
Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятия «Как книга детям пришла» и «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Можно организовать выставки, как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
Следующая форма работы –создание книг-самоделок. Одно дело –прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно создать книгу по произведениям детских писателей, но можно и по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.
Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать как сами дошкольники, их родители и педагоги.
Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.
Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в районной библиотеке.
Можно провести с детьми подготовительной группы интеллектуальный марафон. Он может быть представлен как итог проекта. Мероприятие поможет понять, насколько хорошо дети знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков и татарских поэтов.
Главным результатом всей проведенной работы должен стать интерес к книге.
Деловая игра
«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»
Ведущий: А сейчас предлагаю немного поиграть.
(педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми)
Методы и приемы ознакомления с художественной литературой
метод
приемы
словесный
Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
наглядный
Показ иллюстраций
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Деловая игра
«Расположи задачи в порядке возрастания»
Ведущий В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи.
(Воспитатели разбиваются на группы. Им предлагаются отдельные задачи, на доске написаны названия возрастных групп. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.)
Игра «Оформи книжный уголок»
Ведущий: Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков :
рациональное размещение в группе;
соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
соответствие интересам детей;
постоянная сменяемость;
эстетическое оформление;
востребованность.
Ведущий: теперь разделитесь на 3 команды, и мы с вами поиграем в оформление книжного уголка.
(Педагоги разбиваются на 3 команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе).
Конкурс детских стихов среди воспитателей и специалистов
Ведущий: Исходя из интересов наших воспитанников мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать вместе
Анализ анкет родителей воспитанников
Ведущий: В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты. Анализ проводится по следующей схеме:
количество родителей, принимавших участие в анкетировании;
статистика полученных ответов (на все ли вопросы ответили родители наших воспитанников);
результаты;
предложения и пожелания родителей.
Презентации консультаций для родителей
Ведущий: Исходя из результатов анкетирования вы должны были подготовить консультации на тему «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» для родителей воспитанников своей возрастной группы. Представьте свою работу, а мы ее обсудим.
Подведение итогов
активизировать работу по ознакомлению с детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы;
создать в детском саду библиотеку детских книг;
создавать проекты с использованием новых форм работ.