МААМ-картинки

Выступление на педагогическом совете «Работаем по программе экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Светлана Александровна Александрова
Выступление на педагогическом совете «Работаем по программе экологического воспитания детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если у подрастающего поколения мы сформируем новое экологическое сознание, тогда это поколение будет строить свои отношения с иных позиций – позиций биоцентризма, означающих: человек - особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение.

Публикация «Выступление на педагогическом совете „Работаем по программе экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении с 2001года внедрена программа «Юный эколог», автор Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке (цветники и огород).

До сентября 2003г все растения и животные, находящиеся в нашем детском саду были сгруппированы в так называемом «экологическом пространстве». Это отдельная комната, в которой красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных стояли клетки с птицами, большие аквариумы с рыбками, болотной черепахой, клетки с морской свинкой, крысами, хомяками, кроликом, террариум с сухопутной черепахой. Часть пространства была отведена для растений. В комнату природы дети приходили с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых ситуациях она служила местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых. В связи с открытием ясельной группы все растения и животные были распределены по группам и кабинетам. Поэтому в настоящее время экологические объекты при необходимости переносятся в нашу группу, но постоянно живут морская свинка и сухопутная черепаха. Имеются разнообразные комнатные растения.

В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы:

- наблюдение, циклы наблюдений,

- моделирование (календари природы)

- экологические занятия

- экскурсии, походы, маршруты в природу

- игровые обучающие ситуации (ИОС)

- различные игры экологического содержания

- труд в природе

- «Панорама добрых дел»

- экологический музей

- изготовление книг

- природоохранные акции

- экологические праздники и развлечения.

Провожу с детьми различные виды наблюдений и в графических моделях (календарях природы) отражаем разнообразные, длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде.

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей : ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, знакомимся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков.

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Помимо наблюдений проводятся экологические занятия четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, углубленно-познавательные

(показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям, обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы, комплексные (в занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Для того чтобы занятия отражали региональный компонент образования, опыт наших детей, уровень их развития вносим в занятия некоторые дополнения или разрабатываем сами. Например: «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах, «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Проводим экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Тропические аквариумы», «Зоопарк», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывают свои впечатления, с помощью взрослого записывают высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляем альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой : намечаются экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не превышает 1 – 1,5 км. Разработали следующие маршруты : «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли».

Так же в работе использую игровые обучающие ситуации (ИОС) :

с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, ИОС типа путешествий. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Использую и другие виды игр. Например: дидактические игры, словесно-дидактические, подвижные игры.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт.

Дети, их родители и сотрудники приносят в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы. В экологическом музее лучшими украшениями стали коллекции раковин с южных морей, минералы с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов. Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».

Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». После прочтения рассказа о природе дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Традиционными формами экологического воспитания детей в нашем детском саду являются природоохранные акции: «Живая елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы» и др. ; экологические праздники и развлечения: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Урман – бабай, девушка Умырзая, Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона.

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне и родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, постер-стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники. В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.

Чтобы более объективно, обстоятельно проанализировать динамику экологической воспитанности каждого ребенка, проводим диагностику. Для выявления «экологических знаний» используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». За период с 2001г мы фиксируем положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности углубленной работы по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Публикации по теме:

«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста МБОУ №35 «Малышок» г. Шадринск Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое.

Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 "Забава" Педагогический проект «Дидактическая игра как.

Средства и методы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! В. Берестов Каждый из.

Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста. Кузнецова Светлана Викторовна Воспитатель МКДОУ д/с№171 «Черничка».

Выступление на педагогическом совете «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Выступление на педагогическом совете на тему:.

Выступление на педагогическом совете на тему «Эколого-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма» Выступление на педагогическом совете на тему: «Эколого – краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма». Национальная доктрина.

Выступление на педагогическом совете «ФЭМП дошкольников помощью дидактических игр» «Игра – это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Выступление на педагогическом совете «Здоровьесбережение средствами клубной деятельности» Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация клубов по интересам. Программа.

Выступление на установочном педагогическом совете «Отчет о проведении летней оздоровительной работы в средней группе» «Отчет о проведении летней оздоровительной работы в средней группе №5 за 2016 – 2017 учебный год» Летнюю работу с детьми в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Работаем по программе экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 11:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД