Татьяна Попова
Выступление на педагогическом совете «ФЭМП дошкольников помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Игра – основное и любимое занятие детей. Ребенок приходит в мир… Взрослые должны окружать малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „ФЭМП дошкольников помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направляемый на условия, закрепление и систематизацию знаний, овладения способами познавательной деятельности не заметным для ребенка образом.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Все известные педагоги и ученые использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А. И. Сорокина, А. П. Усова, Л. А. Венгер и другие.
Известный педагог – исследователь А. В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка.
Материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме, поэтому занятия по формированию элементарных математических представлений у детей я провожу в форме дидактической игры или как часть занятия.
Все дидактические игры классифицируются на:
- игры с предметами;
- настольно-печатные;
- словесные;
- музыкально-дидактические.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на:
- игры с цифрами и числами;
- игры на ориентировку в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на логическое мышление.
Игры с цифрами и числами помогают осуществлять обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомят детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Исправь ошибку» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. А такие дидактические игры, как «Задумай число», «Кто первый назовет какой игрушки не стало?», «Составь цифру» и многие другие используются на занятиях с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай и ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Так же использование дидактических игр, таких как «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Двенадцать месяцев» помогают детям быстро запомнить название месяцев и их последовательность. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словам положение того или иного предмета по отношению к другому: cправа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т. д.
Использования дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Игры на логическое мышление формируют умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Это игры с геометрическими фигурами, такие как «Чем отличаются?», «Найди геометрическую фигуру», «Мельница» они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. Обучая детей в процессе игры, педагог должен стремиться к тому, что бы радость от игр перешла в радость учения.
Хочу обратить ваше внимание на дидактические игры :
«Логические блоки Дьенеша»
– помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, развивает логическое мышление у детей;
- ознакамливают с геометрическими фигурами, формой предметов, размеров;
- развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать информацию;
- способствуют развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитию творческих способностей.
«Умные числа»
- помогает детям закрепить навыки счета;
- потренироваться в сравнении чисел, в решении примеров на сложение и вычитание.
«Лого формочки»
- развивает мелкую моторику рук;
- координацию «глаз-рука», точные движения кистей рук и пальчиков;
- интеллект (процессы внимания, памяти);
- умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое;
- выстраивать логические связи и зависимости, гибкость мышления, сообразительность.
«Геометрическая мозаика» :
- развивает зрительное восприятие, память, закрепляет знания детей о геометрических фигурах.
«Чудо крестики»
- способствуют развитию воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);
- совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи);
- тренировке мелкой моторике руки, тактильно-осязательных анализаторов);
- освоению количественного счета, пространственных отношений.
«Цветные счетные палочки Кюизенера» :
- формируют логическое мышление, представление о числе;
- способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей;
- развивают память, вниманию, воображение.
А такие игры как:
«Уникуб», «Кирпичики», «Сложи узор», «Кубики для всех».
- знакомят детей с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части;
- способствуют развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей у детей.
Так же в своей работе я использую и авторские дидактические игры такие как : «Геометрическая мозаика», «Подбери чашки к блюдцам», «Найди одинаковые рукавицы», «Найди и назови», «Кто где живет», «Развивающее лото (цвет и форма)», Игра головоломка «Пифагор», «Сложи квадрат», «Найди не достающую фигуру», «Ходят стрелочки по кругу», «Подбери по цвету», «Подбери перышко». Эти игры помогают в решении следующих задач:
-развивают находчивость и сообразительность, интеллектуальные способности,
логическое мышление, внимание, память;
- способствуют формированию математических представлений и умственных способностей;
- навыки счета, вычисления, измерения и рассуждений.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, умения и развивает творческие способности. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать ее в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.